Иван III ч. 5Весна 1471 г. Новгородские бояре
обращаются непосредственно к королю Казимиру и заключают с ним договор. Пути
назад уже нет. Жребий брошен. ...Войска идут тремя колоннами по
только что просохшим от весенних паводков дорогам. Великий князь — в средней
колонне. Ежедневно он получает донесения от воевод, шлет им свои директивы.
Первые бои прошли успешно. Но начальник левой колонны князь Холмский хочет
осаждать городок Деман. Вместо этого 9 июля великий князь велит ему идти к
Шелони, на соединение с псковичами. Через пять дней на Шелони происходит
решающая битва с главными силами новгородцев. Они разбиты наголову. Образцовый план войны. Образцовое
руководство войсками. Стратегическое решение, делающее честь любому
главнокомандующему. Четверо новгородских воевод, взятых в
плен на Шелони, обезглавлены. Они не военнопленные, они — изменники. Кому же
они изменили? Не Новгороду, не новгородской «старине». Они изменили старине
великокняжеской — исконной традиции единства Русской земли. Они изменили
Русскому государству, обретающему наконец свое политическое бытие. Тысячи пленных новгородцев отпущены
на свободу. Великий князь воюет не против них: они его подданные, которых
насильно заставили поднять орудие изменники-бояре. Доктрина Русского
государства, единого Отечества, становится все более реальной. И этому
способствует не только блестящая победа на берегах Шелони. 20 июля 1472 г. в три часа ночи
загорелось на посаде, у церкви Вознесения на рве. Начинается одни из самых
страшных московских пожаров. Пламя охватывает весь посад. Сильным ветром
разносятся пылающие головни. Одних церквей сгорело двадцать пять, а ведь к
каждой из них тянет по нескольку десятков посадских дворов. Великий князь не остается праздным
зрителем. Он «много пристоял на всех местах, гоняючи с многими детьми боярскими,
гасящи и разметывающи», спасая свою столицу от буйной стихии. А через десять дней приходит весть о
нашествии злого врага — хана Золотой Орды Ахмата. Обойдя русские сторожевые
посты, он нападает на городок Алексин, на правом берегу Оки. Великий князь, «не
вкусив ничто же», мчится к Коломне, сборному месту русских войск, обороняющих
нужный рубеж. Погибает город Алексин. Жители его
отказались сдаться в татарский плен, и все «изволиша сгорети» со своим городом.
Но два дня, которые потратил Ахмат, осаждая мужественный город, не пропали
даром. К месту переправы со всех сторон стягиваются русские войска. И хан не
решается на генеральное сражение. Впервые он видит не полки отдельных князей,
а соединенные силы всего Русского государства: «аки море колеблющися, доспеси
же на них бяху чисты вельми, яко сребро блистающи, и вооружены зело...».
Впервые повелитель Джучиева улуса убоялся своего «вассала» и без боя отступил
в Степь. Сентябрь 1472 г. Войска вернулись в
Москву из победоносного похода. Занемог князь Юрий Васильевич, старший из
братьев великого князя, и в несколько дней скончался. Ждали князья-братья, что
его удел, Дмитров и Звенигород, пойдет в раздел между ними. Но не дождались —
все наследие бездетного князя Юрия перешло в великое княжение, стало частью
основной территории Русского государства. Это было неслыханным нарушением
старого княжеского права. Но Иван Васильевич уже не просто великий князь,
глава Московского княжеского дома. Он — государь всея Руси. Русское государство,
а не великое княжество, объект его власти, его помыслов и забот. Иван
Васильевич делает новый принципиально важный шаг в строительстве Русского
государства. Он впервые бросает вызов старой удельной традиции, привычному укладу
межкняжеских отношений. Братья получают некоторую компенсацию, но теряют права
на соучастие в государственном управлении. Русское государство — не
коллективное княжение потомков Калиты. Ноябрь 1472 г. К Москве
приближается торжественный поезд — едет нареченная невеста великого князя,
племянница последнего византийского императора. Два года шли переговоры о
браке. Царевна Зоя жила в Риме, под покровительством папы. Ее окружали
католики и униаты. Папа рассчитывает с помощью этого брака распространить
католичество на Русь — недаром же с царевной едет кардинал Антонио Бо-нумбре,
которому дана власть наставлять в истинной вере этих варваров — схизматиков.
Перед санями кардинала несут католический крест... Но при въезде в Москву
крест убирают по повелению великого князя. И в столице Русского государства
посланца папы ждет диспут о вере. «Схизматики» сумели постоять за себя и за
православие. И кардинал вынужден отказаться от диспута: «Нет книг со мной».
Ошиблись папы Павел П и Сикст IV. Варварская Русь не изменила вере своих
предков. В отличие от Византии, она осталась сама собой, осталась верна
православию. Да, Россия — страна православная, и
перед лицом католической Европы это ее знамя, ее сущность. Забота о вере, о
церкви — первейшая задача главы православного государства. Как в Византии и в
отличие от католического мира, в России нет противопоставления церковной власти
светской. Митрополит Филипп и великий князь составляют «симфонию» —
гармоническое созвучие. Они хорошо понимают друг друга. Строительство и охрана
единого здания Русского государства, его внешнее и внутреннее благополучие —
стремление к земной справедливости и надежда на небесную благодать...
|
| |