Нил Сорский ч. 2 «Напрасно, —
говорит он, — думают, что делает доброе дело тот, кто соблюдает пост,
метание, бдение, псалмопение, на земле лежание — он только согрешает,
воображая, что все это угодно Богу. Чтение молитв и всякое прилежное
богослужение не ведет само по себе к спасению без внутреннего делания», и для
этого у Нила есть готовая опора в словах апостола Павла: лучше пять слов
сказать умом, нежели тьму слов языком.
«Тот не только не погубляет своего правила, кто
оставит всякие псалмопения, каноны и тропари, и все свое внимание обращает на
умственную молитву; тот еще более умножает его». Пост у Нила есть только
воздержание и умеренность. Всякий богоугодный человек может вкушать всякую
хорошую пищу, но только с воздержанием. Кто с разумом вкушает и с разумом
удаляется от пищи, тот не грешит… «Лучше, — говорит он, — с разумом
пить вино, чем пить глупо воду. Если человек замечает, что та или другая пища,
утучняя его тело, возбуждает в нем дурные наклонности, воспитывает в нем
сластолюбие, он должен удаляться от нее; а если тело его требует поддержки, то
он должен принимать всякую пищу и питье, как целебное средство. Безмерный пост
и пресыщение равным образом предосудительны… Но, — говорит Нил, — безмерный
пост и безмерное воздержание приносят еще более вреда, чем ядение до сытости».
Заглядывая в человеческую душу, Нил понял, что
исполнение внешних подвигов благочестия ведет к тщеславию, самому ненавистному
для него греху. Весь монашеский подвиг у него сосредоточивается на «умном
делании», которое есть не что иное, как борьба с дурными помыслами, которых он
насчитывает восемь (чревообъедение, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние,
тщеславие и гордость).
Всякий помысел незаметно входит в душу, и это
называется у него «прилогом». Если человек останавливается над дурным помыслом
— это «сочетание»; если человек склоняется в пользу его — это «сложение». Если
помысел овладевает душою — такое состояние называется у него «пленением», а
если человек совершенно и надолго предается ему — это страсть.
В этих-то различных состояниях души следует иноку
вести с собою внутреннюю борьбу, стараясь более всего пресекать влияние дурных
помыслов в самом их зародыше. Победа над помыслами приводит к высочайшему,
блаженному, спокойному состоянию души и приближает к божеству; Нил представляет
в самом поэтическом образе такое состояние души, подкрепляя свое описание
выписками из разных греческих сочинений о созерцательной жизни. Он требует,
чтобы монах постоянно читал священное писание и духовные сочинения и
руководствовался ими.
«Ничего, — пишет он Вассиану, — не твори без
свидетельства писания. Так и я, когда что хочу делать, то прежде поищу в
божественных писаниях, и если не найду согласия моему разуму в начинаемом деле,
отлагаю его до тех пор, пока найду, а когда найду, то с благодатью Божиею смело
приступаю к делу; сам собою я ничего не смею творить: я невежда и поселянин».
|
| |