Нил Сорский ч. 6Но какая польза может быть благочестивым князьям,
принесшим Богу дар, когда вы неправедно устраиваете их приношение: часть
годовых сборов с ваших имений превращаете в деньги и отдаете в рост, а часть
сберегаете для того, чтобы во времена скудости земных произведений продать по
высокой цене? Сами богатеете, обжираетесь, а работающие вам крестьяне, братья
ваши, живут в последней нищете, не в силах удовлетворить вас тягостной службой,
изнемогают от лихвы вашей и изгоняются вами из сел ваших, нагие и избитые! Хорошее
воздаяние даете вы благочестивым князьям, принесшим дар Богу! Хорошо исполняете
вы заповедь Христову не заботиться об утреннем дне!.."
Иосиф написал очень строгий устав для своего монастыря
и, во избежание того, чтобы монахов не обвиняли в занятиях мирскими делами,
постановил, чтобы все управление и расправы над монастырскими подданными
происходили не в самом монастыре. Вассиан, делая намек на это распоряжение,
громит противника такими словами: „Отвергшись страха Божия и своего спасения, повелевают
нещадно мучить и истязать неотдающих монастырские долги, только не внутри
монастыря, а где-нибудь за стенами, перед воротами!.. По-ихнему казнить
христианина вне монастыря не грех! О законоположитель! Или лучше назвать тебя —
законопреступник! Если считаешь грехом внутри монастыря мучить братью свою, то
и за монастырем также грех! Область Бога, почитаемого в монастыре, не
ограждается местом. Все концы земли в руках Его. Откуда же взял ты власть
нещадно мучить братий, а особенно неправедно? Какой же ты хороший хранитель евангельской
заповеди и апостольских правил!.."
Вассиан, поражая современные монастыри, касался и
святителей. Правда, он предоставлял им, сообразно священным правилам соборов,
некоторые «движимые и недвижимые стяжания», но приводил в пример древних святых
иерархов, отличавшихся нестяжательностью, и между прочим Василия Великого,
который сказал грозившему ему императорскому чиновнику: «Что ты можешь взять у
меня, кроме бедных одежд и книг моих, для тебя ненужных, а в них вся моя
жизнь!»
В противоположность этим примерам, Вассиан изображал
современных ему святителей так: «Наши же предстоящие, владея множеством
церковных имений, только и помышляют о различных одеждах и яствах, о христианах
же, братиях своих, погибающих от мороза и голода, не прилагают никакого попечения;
дают бедным и богатым в лихву церковное серебро, а если кто не в состоянии
платить лихвы, не покажут милости бедняку, — а до конца его разорят. Вот
сколько нарядных батогоносных слуг стоят перед ними, готовые на мановение
владык своих! Они бьют, мучат и всячески терзают священников и мирян, ищущих
суда перед владыками».
По мнению Вассиана, монахи, как люди, отшедшие от
мира, должны жить в молитве и уединении, питаясь исключительно от трудов рук
своих, а святительские имения должны быть управляемы экономами и доходы с них,
кроме отлагаемого на содержание святителей, и то с согласия всего собора духовенства,
должны идти на приют сиротам, вдовам, калекам и на выкуп пленных.
|
| |