Савватий и ЗосимаАвтор: Николай Костомаров
Стремление к основанию новых монастырей путем
отшельничества, показавшее себя в XIV столетии, направилось в XV столетии на
крайний север. Обители возникали за обителями, передавая в грядущие поколения
память о святости и подвигах своих основателей. Но ни одна из обителей того
времени не достигла такого важного значения для русского народа, как
соловецкая. Ее основание относится к половине XV века.
На севере Руси, при немноголюдном и рассеянном
населении, в некоторых деревнях возник обычай строить деревянные часовни с
образами, где народ молился за неимением церквей. Иногда в такую часовню
приезжал издалека священник или иеромонах со святыми дарами, исповедывал и
причащал народ. Близ такой часовни обыкновенно проживал какой-нибудь
благочестивый старец, внушавший к себе уважение своим постничеством и
благочестием. У одной из таких часовен при устье реки Выга, на месте,
называемом Сороки, жил старец по имени Герман, который прежде бывал на Белом
море и знал Соловецкий остров или Соловки, куда жители поморья приезжали летом
ловить рыбу.
К этому старцу, после многих лет его уединенной жизни,
прибыл другой старец. Назывался он Савватий. Происхождение его неизвестно. Он
давно уже постригся в Кирилло-Белозерском монастыре, но недовольный житием тамошних
монахов, ушел на каменистый остров на Ладожском озере, где уже существовала
Валаамская обитель, в которой иноки отличались чрезвычайным постничеством и
терпением в лишениях.
Савватий пожил там некоторое время и задумал, по
примеру многих подвижников, уйти в совершенное уединение и вести «безмолвное»
житие. Он направился к северу и сошелся с Германом. Узнавши от него о
Соловецком острове, он подал ему мысль идти вдвоем на отшельнический подвиг.
Старцы отправились туда на лодке и достигши Соловецкого острова, построили себе
хижину на версту от моря, близ озера, богатого рыбой.
Савватия и Зосима ч. 2 Савватия и Зосима ч. 3 Савватия и Зосима ч. 4 Савватия и Зосима ч. 5 |
| |