Савватий и Зосима ч. 5 «Я видел
страшное видение, — сказал Зосима. — Шестеро этих бояр сидели за
трапезой, а голов на них не было; и в другой раз я взглянул на них и то же
увидел, и третий раз взглянул — и все то же. С ними сбудется это в свое время,
ты сам еще увидишь это, но никому не разглашай неизреченных судеб Божиих!»
Один из обедавших у Марфы бояр, по имени Памфилий,
пригласил Зосиму к себе на другой день обедать. Он также заметил смущение
Зосимы. Он спрашивал Зосиму о причине. И ему открыл преподобный тайну видения.
Памфилий принял иночество, убегая от беды, угрожавшей
Великому Новгороду. Через некоторое время в уединенную обитель Зосимы дошли
страшные вести. Новгородцы, защищавшие свою свободу, были поражены на Шелони;
бояре, сидевшие с ним за столом у Марфы, были обезглавлены. Прошло еще
несколько лет.
Зосима, чуждый всего земного, ослабевал и уже
заблаговременно сделал себе гроб; новая, еще страшнейшая, весть возмутила его
покой: Великий Новгород лишился своей самостоятельности; его богатства были
разграблены; владыка Феофил был низложен; множество бояр и богатых жителей,
лишившись своего состояния, были взяты в неволю и отправлены на чужбину.
В их числе отвезли из Новгорода в оковах боярыню Марфу
с детьми. Пророчество Зосимы сбылось: ее двор опустел и пропал след его
обитателей.
Недолго пережил Зосима горе, постигшее Новгород в
начале 1478 года. В тот же год 17 апреля он скончался, завещавши братии мир и
соблюдение устава, назначивши после себя игуменом одного из братии по имени
Арсений.
Зосима был погребен за алтарем церкви Преображения, и
его гроб сделался предметом поклонения благочестивых людей. Составилась целая
книга о чудесах Зосимы.
Монастырь его всегда имел важное значение в истории.
Он был распространителем христианства между поморскими язычниками. В половине
XVI века игумен Филипп Колычев, впоследствии бывший митрополитом при Иване
Грозном, построил в Соловецком монастыре каменные здания и своими стараниями
привел хозяйство острова в процветающее состояние.
При царе Феодоре Соловецкий монастырь был обнесен
крепкими каменными стенами и бойницами. При Алексее Михайловиче Соловецкий
монастырь играл важную роль в истории раскола: в нем старообрядцы долго
защищались от царских войск.
По своей отдаленности от средоточия государства этот
монастырь постоянно был местом заключения опальных. Но тем не менее, благодаря
щедрости царей и частных лиц, Соловецкий монастырь всегда отличался богатством
и гостеприимством к многочисленным богомольцам, стекавшимся в него ежегодно со
всех концов России. Имена Савватия и Зосимы сделались одними из особенно известных
и уважаемых всем русским народом.
Неизвестно почему, в народном благочестии оба эти
святые считаются покровителями пчеловодства.
|
| |