Нил Сорский ч. 3Сообразно с таким взглядом на значение иночества, Нил
составил и свой устав скитского жития. В церкви было три способа иноческой
жизни: общежитие, скитское житие и совершенное уединение. Общежитие
господствовало во всех русских монастырях и довело до таких злоупотреблений, с
которыми Нил не мог помириться. Уединенное житье годилось только для немногих.
Напротив, тот, кто не вполне отрешился от всяких страстей, по мнению Нила, приобретает
в уединении только злобу и воспитывает внутри себя пороки, которые тотчас
проявятся наружу, как только отшельник войдет в общение с людьми.
«Аспид ядовитый и лютый зверь, — говорил
Нил, — укрывшись в пещере, остается все-таки лютым и вредным. Он никому не
вредит, потому что некого кусать ему, но он не делается добронравным оттого,
что в пустынном и безлюдном месте не допускают его делать зла: как только придет
время, он тотчас выльет свой сокровенный яд и покажет свою злобу. Так и живущий
в пустыне не гневается на людей, когда их нет, но злобу свою изливает над бездушными
вещами: над тростью, зачем она толста или тонка, на тупое орудие, на кремень,
нескоро дающий искру.
Уединение требует ангельского жития, а неискусных
убивает». Третий род жития, скитский, состоял в том, что иноки поселялись
вдвоем или втроем, питались и одевались от трудов собственных рук, каждый по
своим заработкам, и друг друга поддерживали во внутренней борьбе и «умном
делании»; такой способ жизни Нил считал самым удобным для той цели, которую он
видел в монашестве. Скит мог состоять из нескольких особых келий, где жило
отдельно по два или по три пустынника.
Из среды их избирался ими же настоятель; но он был не
более, как руководитель, к которому они добровольно обращались. Нил позволял
принимать подаяния только в самом незначительном размере и, притом, в случае
крайней нужды или болезни. Недвижимое имущество и капиталы никак не могли быть
достоянием скита, так как в ските не было никакого общего имения. Церковь в
ските отнюдь не должна была иметь никаких богатств и украшений; серебро и
золото изгонялось из нее строго.
«Лучше бедным помогать, чем церкви украшать», —
говорил Нил. Хотя находились другие, желавшие присоединиться в скит
преподобного Нила, но он принимал их с большим выбором и охотно отпускал из
скита, так что в его ските, даже после его смерти, оказалось не более
двенадцати старцев. Женщинам не дозволялось входить в скит. Нелюбовь Нила к
роскоши была так велика, что по смерти его составилось такое предание: когда
царь хотел построить в его пустыне каменную церковь, то преподобный явился ему
во сне и приказал не строить каменной церкви, а велел воздвигнуть деревянную.
С такими понятиями естественно было Нилу сделаться
противником Иосифа Волоколамского и заявить протест против любостяжания монахов
и монастырских богатств. Великий князь Иван уважал старца Нила и призывал на соборы.
В 1503 году, в конце бывшего тогда собора, Нил сделал предложение отобрать у
монастырей все недвижимые имущества.
|
| |