Дмитрий Донской ч. 9Дмитрий Донской, вернувшись на пепелище, в первую
очередь занялся организацией похорон убитых. Он выдал на похороны 300 рублей,
из расчета рубль на 80 человек, из чего можно заключить, что тогда в Москве
погибло свыше 20 тысяч человек. Затем князь в меру своих возможностей попытался
наказать главных, по его мнению, виновников происшествия. Дмитрий вызвал из
Твери бежавшего туда во время приближения татар Киприана и выставил его вместе
с духовником Владимира Андреевича Афанасием Высоцким из пределов великого
княжества. Киприан до самой смерти Дмитрия больше не появлялся в Москве. Позже,
когда болгарин занял митрополичью кафедру, он занялся большой
литературно-публицистической работой, целью которой было очернение Дмитрия
Донского в глазах потомков и представление своих действий в тот период как
исключительное благодеяние для Руси. В реальности же род деятельности Киприана
в русских землях в 1374—1389 гг. был очень далек от литературной и богословской
(за которую позже он был причислен к лику святых), и скорее приближался к нечистоплотной
политике, которая к тому же имела скрытую антинациональную направленность. Даже когда в 1382 г. Киприан недолго пробыл в Твери, он
убедил Михаила Тверского вновь запросить в Орде ярлык на великое княжение.
Дмитрию Донскому пришлось ехать к Тохтамышу, признать его власть над собой, а
также обещать возобновить выплату дани. В качестве залога и гарантии выплаты
дани князь оставил в Орде своего старшего сына и наследника Василия. Летописи
под 1384 г.
отметили: «Тоя же весны бысть велика дань тяжиа по всему великому княжению
всякому без отдатка, со всякые деревни по полтине, тогда же и златом давали в
Орду, а с Новагорода с Великово взя князь великий тогда черной бор». Дальнейшие помыслы Дмитрия Донского были направлены
на решение трех проблем: добывание денег для Орды, сохранение достигнутого
уровня объединения русских земель и посильная месть виновникам его неудач. В Рогожском
летописце под 1383 г.
с некоторым недоумением сообщается, что в Москве убит «брехъ, именемъ Некоматъ
за некую крамолу бывшую и измену». Дмитрий Донской хорошо помнил, в отличие от
летописца, какую именно «крамолу и измену» осуществили в 1375 г. грек (а не «брех»)
Некомат и Иван Вельяминов, обезглавленный за нее еще в 1379 г. Теперь, когда Дмитрий был повержен татарами, Олег Рязанский
попытался отомстить Москве за разорение рязанских земель в 1380 г. После ухода
Тохтамыша произошло столкновение между Олегом и Владимиром Серпуховским, а в 1385 г. рязанский князь
захватил Коломну. Дмитрию удалось заключить мир с Олегом только с помощью
Сергия Радонежского. Примирение между двумя князьями было скреплено женитьбой
сына рязанского князя на дочери московского. Пытаясь решить финансовую проблему, Дмитрий организовал
в 1386 г.
поход на Новгород Великий. Новгородцы в течение долгих лет безнаказанно грабили
земли великого княжества по Волге. Теперь, когда понадобились большие средства
для уплаты в Орду дани и для залога за Василия Дмитриевича, оказалось весьма
кстати вспомнить о разбоях, учиненных новгородскими ушкуйниками. Когда войско
подошло к стенам Новгорода, то горожане, не вступая в бой, предпочли
откупиться восьмью тысячами рублей. Но Дмитрию Ивановичу так и не пришлось
вносить залог за своего сына. Какие-то пролитовские силы, возможно связанные с
Киприаном, организовали побег Василия из Орды. Княжич был доставлен сначала к
валашскому воеводе Стефану, а затем оказался в Литве, где он обручился с
дочерью князя Витовта Софьей. В Москву Василий вернулся в 1387 г. в сопровождении литовцев
и поляков. Можно себе представить разочарование и гнев Дмитрия Донского по
отношению к старшему сыну. Единственное, что реально мог сделать в данной ситуации
Дмитрий, — это запретить Василию женитьбу. Однако такой запрет был действенным
только при жизни Донского. Буквально на следующий год после похорон отца
Василий женился на своей невесте. К 1389
г. Дмитрию Донскому было всего 39 лет, но за это время
князь пережил две эпидемии чумы, множество боев и сражений, в которых получал ранения.
Умер Дмитрий после непродолжительной болезни 19 мая 1389 г. Летопись кратко
осветила это событие: «преставися благоверный и христолюбивый и благородный
князь великий Дмитреи Ивановичъ всея Руси». Княжение Дмитрия Донского ознаменовано мощным подъемом
самосознания великорусского народа. Этот всплеск совместных усилий «Власти» и
общинной «Земли» был вплотную связан с освободительными устремлениями русских
людей. Заслуга Дмитрия и митрополита Алексия состоит в том, что они поняли эти
устремления и поставили себя на службу общенациональным интересам. Дмитрий
Донской стал первым политиком, действия которого определялись государственными
интересами. Постановка новых политических проблем повлекла за собой и новые
подходы к их решению. Союз северо-восточных русских княжеств, основанный на
принципах совета и взаимопомощи, показал свою силу в Тверском походе, в битве
на Воже и в Куликовском сражении.
|
| |