Архиепископ Геннадий ч. 3С 1485 года открылась новая, более широкая область
деятельности для Геннадия; он получил сан новгородского владыки. Еще в 1482
году, после низложения Феофила, Иван Васильевич хотел поместить на эту кафедру
Геннадия, вероятно, полюбивши его за то, что, в споре великого князя с
митрополитом, чудовский архимандрит, вразрез со всем духовенством, сам-друг
стоял за мнение великого князя.
Но Иван Васильевич действовал и в этом вопросе с
обычною постепенностью, не разрушая сразу старых форм, хотя уже решил в своем
уме изменить или уничтожить эти формы со временем. В старину новгородские
владыки выбирались из трех кандидатов по жребию. Иван Васильевич не доверял
более архиепископского сана в Новгороде природному новгородцу и положил посылать
туда москвичей, но соблюл на первый раз форму, обычную издавна при выборе
новгородских владык.
Имена трех лиц, из которых один должен был получить
сан архиепископа, были положены в церкви на престоле; в числе их было имя
чудовского архимандрита. Жребий пал не на него. Владыкою новгородским сделался
троицкий монах Сергий (бывший прежде протопопом), но через несколько месяцев
сошел с ума. После него Геннадий был уже без выбора назначен владыкою 12
декабря 1484 года. С этих пор о жребии при поступлении новгородских владык уже
не говорится в летописях.
В своей епархии Геннадий встретил церковные толки,
подобные тем, какие были в Москве. Здесь умы книжников заняты были спором об
аллилуйе. В Пскове был поднят вопрос (как говорят, игуменом Ефросином) о том,
следует ли на всенощной петь: «аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, слава тебе Боже!»,
или «аллилуйя, аллилуйя, слава тебе Боже!» Принимавшие первый способ «трегубили»
аллилуйю, а принимавшие второй — «сугубили» ее.
Сугубившие опирались на то, будто аллилуйя в переводе
значит: слава тебе Боже! (между тем аллилуйя, как известно, означает: хвалите
Господа) и укоряли своих противников, что они, произнося аллилуйю вместо трех
раз четыре раза, четверят Троицу и, таким образом, впадают в ересь. Ожесточение
между партиями дошло до того, что трегубившие, составлявшие большинство,
запрещали на рынке продавать съестные припасы сугубившим.
Книжники или так называемые «философы», державшиеся
трегубия, толковали, что их противники заимствовали от латин свое сугубие. Спор
этот из Пскова перешел и в Новгород. Геннадий принял в нем участие и поручил
переводчику Димитрию Герасимову, ездившему за границу, исследовать: действительно
ли в западной церкви двоят аллилуйю?
Но Герасимов привез ему ответ, что по воззрению
западной церкви все равно, что двоить, что троить аллилуйю. Спор этим, конечно,
не порешился: сугубившие со своей стороны обвиняли трегубивших не только в
латинстве, но в жидовстве и даже в язычестве. Вопрос об аллилуйе перешел в
грядущие столетия и соединился со многими другими вопросами, составившими в
свое время сущность старообрядческого раскола.
|
| |