Возникновение и существование в Пскове особого от Новгорода княжеского стола не было кратковременным эпизодом. О вероятном преемнике Святополка Мстиславича узнаем из летописного сообщения 1524 г.: «Поставлена бысть церковь каменая святыи мученик Христов Дмитреи, новая, в Домантове стене; и священа бысть на его праздник, октября в 26; а старая церковь первая бысть во Пскове каменая с кирпичем, а поставил ее благоверный князь Авед, нареченыи во святем крещении Дмитреи, а мощи его лежать у святого Спаса на Мирожи, на левой стране под стеною; а стояла первая церковь в Домантове стене великомученик Христов Дмитреи 400 лет без 20 лет». Простой расчет показывает, что предание XVI в. относит сооружение церкви св. Димитрия князем Аведом к 1144 г.
К сожалению, неизвестна дата сооружения собора Спас-Мирожского монастыря, в котором был похоронен князь Авед. Новгородская летопись под 1156 г. сообщает, что «Пльскове святого Спаса церковь създа камяну» епископ Нифонт, однако это сообщение содержится в панегирике владыке по случаю его кончины и, следовательно, не указывает на конкретную дату строительства.
Руины церкви Димитрия Солунского в Довмонтовом городе были открыты и исследованы; они соответствуют времени, обозначенному в цитированном летописном известии, что дало основание В. Д. Белецкому писать: «В числе раскопанных построек руины подлинной церкви Дмитрия Солунского, поставленной, как мы теперь можем утверждать, мастерами новгородского князя Всеволода (Гавриила) Мстиславича, последние месяцы княжившего в Пскове (умер в 1138 г.) и захороненного в этом храме».
Утверждение о строительстве церки Димитрия князем Всеволодом основано на желании датировать ее более ранним временем и на ошибочном утверждении Псковской III летописи: «Тоя же зимы Всеволод преставися в Плескове, месяца февраля в 11 день, в четверток масленые недели; а в неделю положен бысть в церкви святого мученика Дмитрия, еже сам создал». В Псковских I и II летописях говорится, однако: «а в неделю положен бысть в церкви Святыя Троица, ея же бе сам создал».
Подтверждение истинности известий о погребении Всеволода в Троицком соборе заключено в событии, связанном с обретением мощей этого князя в 1193 г. и перенесением их 27 ноября в Троицкий собор (это событие отражено в его житии). Н. Н. Воронин высказал аргументированное мнение о том, что первый каменный Троицкий собор, выполненный в традициях смоленского зодчества, был сооружен непосредственно перед 1193 г. Следовательно, обретение мощей и их перенос на новое место могут быть связаны с заменой деревянного построенного в княжение Всеволода Мстиславича (1117—1138 гг.) Троицкого храма на каменный/
|