Но что значила невидаль булгарская перед роскошью и
великолепием великого ханского гнездовья!
Когда-то, при Батые, столица Улуса Джучи располагалась
на волжской протоке Ахтубе невдали от руин хазарского Итиля. По имени
основателя этот город именовался Сараем-Бату. Брат Батыя Берке-хан облюбовал в
верховьях Ахтубы место для нового города, куда позднее, при Узбеке, перенесли
столицу.
Местоположение Сарая-Берке, или Нового Сарая, имело
свои бесспорные выгоды. Главная же из них — близость караванного пути, верней,
целого пучка караванных путей, простирающихся к Монголии и Китаю, Индии и
Хулагидской Персии, к оазисам Синей Орды, а с другой стороны — к торговым узлам
Крыма и Средиземноморья, западной Европы. Это были золотые жилы, текшие по
поверхности полумира, и возле их набрякшего сращенья (тут русло Дона ближе
всего подступало к Волге) разлегся город царей из рода Чингисхана и сына его
Джучи.
Столица, которую увидели мальчик Дмитрий и его
спутники, более всего походила, пожалуй, на какое-то бесконечное сновидение.
Она простиралась во все края земли, а земля здесь была совершенно ровной и
издавала сложный, смешанный, слегка приторный запах. Не было понятно еще, где
середина этого города и есть ли она у него. Он не имел совершенно никаких
ограждений, никаких укреплений, ни рвов, ни валов, ни каменных, ни деревянных
стен. Это обстоятельство, пожалуй, более всего и озадачивало новичков, и
изумляло, и вводило в трепет: они впервые в жизни видели город, жители которого
совершенно не допускают вероятности того, что кто-то когда-то может на них напасть,
и им придется выдерживать осаду. Это было что-то большее, чем самонадеянность,
тут чувствовалось презрение ко всему подвластному миру, способному лишь на то,
чтобы ползать в прахе и пресмыкаться у подножия великой столицы.
От берега Ахтубы медленно двигались внутрь города
повозки, уставленные большими кувшинами с речной водой. Значит, в Сарае и
колодцев нет, и тут не держат запаса питьевой воды — все по той же высокомерной
привычке не ждать ниоткуда угрозы своему беспечному существованию?
Далее: здесь не было одного, твердо обозначенного
места, одной площади для торга, как принято в русских городах. Базары
попадались на каждом шагу, они будто перетекали из улицы в улицу, и чтобы
только проехать вдоль всех этих лавок и развалов, нигде нарочно не
задерживаясь, а единственно заботясь о прямизне пути, от одного конца города до
другого, надо было, как выяснялось, не менее половины дня. В раскаленном,
пропитанном пылью воздухе теснились выкрики торговцев, вопрошания покупателей,
рев ишаков и верблюдов, острые запахи тут же изготовляемой снеди.
Казалось, все тут живут, чтобы торговать и меняться, а
более никто ничему не обучен. Новичку стоило пожить в Сарае две-три недели,
чтобы убедиться, что почти так и есть на самом деле. Ему становилось очевидно,
что он остановился вовсе не в столице сильных и жестоких завоевателей, а в
новоявленном вавилоне приветливых, разговорчивых и продувных купцов, менял,
таможенников, ростовщиков, обманщиков и воришек. Они составляли чуть ли не большинство
здешнего населения, зыбкого, как речная волна, и если бы взамен отторговавших и
отъехавших не прибывали сюда каждый день громадные толпы новых торговцев,
жителей бы в одну неделю уполовинилось. Оседло здесь жили лишь те, кто обязан
был взимать пошлины, обслуживать торговцев, кормить их, изготавливать те или
иные вещи для продажи, очищать площади и улицы от помета и пыли. Наиболее
постоянными обитателями Сарая были, пожалуй, только рабы — как раз те, кто не
хотел бы тут жить постоянно. Впрочем, и они оставались здесь не подолгу,
поскольку наряду с лошадьми, зерном, утварью, оружием и безделушками
продавались и покупались, а те, кого уже брезговали покупать, вскоре
перебирались для постоянного пребывания на громадные сарайские кладбища.
Купцы всех земель съезжались в Сарай, чтобы пощупать
руками живой товар «татарского полона». Город был громадным складом этого
товара, скопищем человечьих загонов. Особой многочисленностью отличалась
колония здешних рабов-славян. Их содержали на южной окраине юрода, в больших
землянках и полуземлянках, реже в стенобитных домах, без печей, без окон.
Зимой, в морозы надсмотрщики позволяли обогревать эти помещения с помощью
жаровен; топили хворостом, кизяками, камышом, стеблями репейника, всяким
подручным мусором. Рабам не разрешалось обзаводиться семьями. Исключение
делалось только для искусных ремесленников. Им даже дозволяли строить отдельные
жилища из самана.
Сколько уже тысяч рабов-славян было увезено отсюда и
куда только не увозили их! Целый полк русских воинов нес службу при ханском
дворце в Ханбалыке (монгольское название Пекина). В течение десятилетий за счет
русских рабов пополняли свои армии египетские султаны. Славянами, закупленными
в Сарае, выгодно торговали на невольничьих рынках Крыма, Генуи, Венеции, Пизы.
Особенно были высоки в цене русские девушки. За них, случалось, истые ценители
платили вдесятеро больше, чем за рабынь из других земель. Много чистых душ
зачахло вдали от милых лугов, тоскуя по морщинистым рукам матерей, по родному
говору!..
Но снова и снова валом валили в Сарай душепродавцы. А
кого им было стесняться и кого бояться в Улусе Джучи? Если бы здешним царям
предложили на выбор ислам или торговлю, мечети или базары, то они, конечно,
предпочли бы остаться с купцами и лавками, а не с муллами и минаретами. Львиной
долей своего богатства, своей роскоши обязан был Сарай работорговле. Воинские походы
бывают не всякий год, и «выход» от подвластных народов поступает лишь раз в
году, зато пошлина с каждого мимоидущего каравана течет прямо в ханскую казну.
Иную купеческую армаду и за день не обскачешь от головы до хвоста. В одну
только Индию снаряжались караваны, насчитывавшие до четырех, до шести тысяч
породистых скакунов, отобранных на продажу. Так пусть больше ходит караванов, и
пусть никто на долгих путях не посмеет даже взглянуть косо на купца и его
людей! Можно без угрызений совести казнить какого-нибудь очередного князя из
русских, можно при крайней нужде даже прирезать дюжину принцев крови, своих же,
чингисхановичей, но нельзя и пальцем тронуть проезжего заимодавца или менялу:
пусть шествует от города к городу и всюду вещает, что империя монголов — рай
для людей торговли.
|