ВАРЬСКАЯ УЛИЦА (ВАРВАРКА)
Название Варварки, Варварьской улицы, или Варварьского
моста, выводят обычно от церкви Св. Варвары, построенной здесь в начале XVI в.
Юрием Урвихвостовым. Но до построения церкви улица называлась не Варварской, а
Варьской. Подобное название можно признавать сокращением слова Варварская, но
есть еще большее основание считать его древним. Оно происходило от слова
«варя», которым обозначали не только варку соли или какого-либо другого
продукта, но и некоторые повинности населения. Такие вари существовали в Москве
еще в XIV в., и великие князья при разделе московской отчины отмечали, «…что
потягло к городу, и что мед оброчный Васильцева стану, и что отца моего
купленые бортници подвечныя варях, и кони ставити по станом и по варям». В
раннее время «вари» устраивались в непосредственном соседстве с городом, и это
название позже перешло на городскую улицу, подобно тому, как название Болото
сохранялось за одним из центральных районов Москвы в те времена, когда уже ничто
не напоминало о происхождении древнего прозвища. Во всяком случае, еще в конце
XV столетия улица называлась Варьской.
В XVI в., когда память о прошлом Варьской улицы уже
ослабла, а Москва широко раскинула свои границы, московский гость Урвихвостов
построил здесь церковь в честь Св. Варвары (в 1514 г.), по-своему осмыслив
древнее название той улицы, на которой он жил, подобно тому, как ранее Велес,
или Волос, отождествился с именем Василия. К этому времени многие московские
улицы уже назывались по церквам. Поэтому названия Варьская или Варварская улица
быстро слились, и второе, более понятное, вытеснило древнее. Между прочим,
нелишне отметить и то обстоятельство, что церкви Варвары – явление довольно
редкое в Древней Руси, так как эта святая не принадлежала к числу особо
почитаемых в русских землях.
Варьская улица быстро стала самой оживленной артерией
Великого посада. Одним концом она выходила к торговым рядам и Кремлю, другим –
к городскому рву. Извилистая Варьская улица продолжалась за рвом, отделявшим укрепленную
часть города от его слобод. За позднейшими Варварскими воротами дорога шла к
Яузе по линии современной Солянки, а за Яузой мимо слобод, сел и деревень
уходила на восток. Прихотливая линия Солянки и Таганской улицы обозначает
старинную дорогу, легко различаемую, например, на плане Мейерберга.
Район Варьской улицы и Подола, примыкавший к
городскому торгу, был очень оживленным. Там помещались гостиные дворы и дома
крупных московских купцов. Кое-какие указания позднейшего времени позволяют
бросить взгляд на торговое значение этого района Москвы в раннее время, имея в
виду необыкновенную приверженность населения к традиционным местам торговли, в
силу чего Китай-город даже в начале XX в. сохранял роль торгового центра
Москвы.
Московский торг в XVII в. помещался у Красной площади,
в начале Варварки, Ильинки и Никольской. Но расширение его в сторону Никольской
– дело относительно позднего времени, основной же нерв торговой жизни проходил
в районе Варьской улицы. В отличие от других московских рынков этот главный
торговый центр города назывался Великим торгом. Здесь в XVII в. между Ильинкой
и Варваркой стоял Гостин двор, обращенный к Кремлю-городу «лицом». Здесь же
«…на Варварском крестьце, против Гостина двора», находился Старый Денежный
двор. Рядом с ним возвышался каменный храм Св. Варвары и близ нее Английский
двор – ранее палаты Юрия Урвихвостова. На Варварке же был Устюженский гостин
двор и позади него место, «…что ставились на нем арменя и греченя». На Подоле
находился еще Купецкий двор или Купетцкая палата.
Варьская улица была усеяна церквами с давнего времени.
На правой стороне, идя от Кремля, стояла церковь Варвары Великомученицы,
именовавшаяся в XVII в., «что у Гостина двора». Она находилась почти рядом с
церковью Максима Исповедника, за которым помещался Георгий Страстотерпец, «что
у тюрем». На другой стороне улицы была церковь Воскресения Христова, «что на
пяти улицах», с той же стороны у Варварьских ворот располагалась церковь
Рождества Предтечи, «что на пяти улицах». Все названные обозначения – XVII в.,
но они дают нам представление о более раннем времени. Местность около церкви
Георгия носила характерное прозвище «что на Псковской горе». По всей
вероятности, в этом районе селились псковичи.
|