«Черна
земля под копыты, а костьми татарскими поля насея‑ша, а кровью их земля пролита
бысть. Сильнии полки ступишася вмести и протопташа холми и луги, и возмутишася
реки и потоки и озера. Кликнуло Диво в Русской земли, велит послушати грозным
землям. Шибла слава к Железным Вратам, и к Ворнавичом, к Риму и к Кафе по морю,
и к Торнаву, и оттоле ко Царюграду на похвалу русским князем: Русь великая
одолеша рать татарскую на поле Куликове на речке Непрядве».
Все,
победа. Но былина не закончена. Два богатыря не принимали участия в битве:
Оставались
только в лагерях у старого
Два
брата – два Суздальца,
Чтобы
встретить с приезду богатырей кому быть…
Интересно,
что реальная история знает суздальских князей, не принимавших участия в
Мамаевом побоище. Это уже упоминавшиеся выше два родных брата – Василий и Семен
Суздальские, сыновья Дмитрия Константиновича Нижегородского, тестя великого
московского князя.
Дальнейший
рассказ о былинных Суздальцах вызывает еще более интересные ассоциации:
Не
утерпели тут два брата Суздальца
И
поехали во ту рать – силу великую.
А
и приехал тут стар казак со другом,
А
встретить‑то у лагерей и некому.
И
ехали от рати великия
Те
два брата, два Суздальца,
И
сами они похваляются:
«Кабы
была теперь сила небесная,
И
все бы мы побили ее по полю».
Вдруг
от их слова сделалось чудо великое:
Восстала
сила Мамаева,
И
стало силы больше в пятеро…
Тут
поехала дружинушка хоробрая
Во
ту рать – силу великую,
И
начали бить с краю на край,
И
рубили они сутки шестеро,
А
встават силы больше прежнего.
Узнал
старый предсобой вину,
И
покаялся старый Спасу пречистому:
«Ты
прости нас в первой вине,
За
те слова глупые,
За
тех же братов Суздальцев».
И
повалилась тут сила кроволиткая,
И
начали копать мать сыру землю
И
хоронить тело да во сыру землю,
И
протекла река кровью горячею.
При
всей фантастичности сюжета некие исторические аналогии отыскать все же
возможно. Обратимся к уже знакомому нам произведению древнерусской литературы –
«Повести о нашествии Тохтамыша», в которой рассказывается о взятии и разорении
Москвы ханом Тохтамышем в 1382 году. Видимо, предательства князей Василия и
Семена Суздальских не забыли в народе, отголоски тех событий, своеобразно
видоизменившись, прозвучали в былине. «Вина братьев‑Суздальцев» – это грех
клятвопреступления, который герои‑богатыри будут замаливать всю оставшуюся
жизнь:
Садились
тут удалы на добрых коней,
Поехали
удалы ко граду ко Киеву,
Заехали
они в крашен Киев‑град,
Во
те же во честны монастыри,
Во
те же пещеры во Киевски;
Там
они и преставилися.
Тут
старому и славу поют.
Впрочем,
существуют и другие варианты концовки былины. В одних случаях богатыри побивают
восставших татар, но сами в наказание за похвальбу окаменевают, и с тех пор на
Руси нет больше богатырей. В других случаях они, побив всех врагов, весело
пируют, а есть и такие варианты, в которых Илья после смерти объявляется
святым. Видимо, варианты былины зависели от рассказчика, от его идейной позиции.
Мамаево
побоище былины – это, разумеется, не реальная Куликовская битва и не рассказ о
взятии Москвы Тохтамышем. Былина – не летопись, она следует не букве, но духу
истории. Однако не стоит забывать, что «сам фольклор – тоже документ истории,
одна из самых неопровержимых и достоверных летописей внутренней жизни народа,
его идеалов и идей», – как метко заметил Е. Калугин. И в этой летописи
хранится память о многих славных и горестных событиях русской истории, нужно
только уметь расшифровать эти страницы, и тогда в рокоте струн оживет Древняя
Русь, удивительная, незнакомая и совсем не похожая на тот лубочный образ, к
которому мы привыкли на школьных уроках истории.
|