Княжич
Петр все размышлял, не понимая, как же свершилось это чудо, молчал на людях и
любил уединяться. Когда заметили епископ и князь, что Петр приумолк и томится,
стали они меж собой говорить:
– Ведь
Петр ханского рода. Если уйдет он от нас в свою Орду, может произойти от этого
большой вред нашему городу.
Петр
был тогда уже – ростом высок, лицом красив. Призвали они его и сказали:
– Ачто,
Петр, не хочешь ли ты жениться? Найдем тебе невесту!
Петр
в волнении ответил князю и владыке:
– Я
полюбил вашу веру и покинул веру родителей. Переселился к вам, так будь теперь,
как Богу угодно и как вы изволите!
Князь
сосватал за него дочь большого вельможи. В Ростове тогда еще жили ордынские
вельможи. Владыка обвенчал Петра, и построил над озером церковь, и освятил ее
во имя святых апостол ов.
Князь
Ростовский часто брал Петра с собой на ханскую забаву – на ястребиную охоту за
озеро, чтоб не тосковал он по родине, чтоб в нашей вере остался.
Раз
как‑то говорит ему князь:
– Великая
благодать Божья на тебе и на нашем городе из‑за тебя. Сказано в святом Писании:
«Отдам Богу от всех благ, как он дал нам». Подарю я тебе надел земли небольшой
из своей вотчины против церкви святых апостолов, у самого озера, и напишу тебе
дарственную грамоту!
Отвечал
княжич Петр:
– Я
ведь, князь, сроду не владел землею, и предки мои никогда не владели. А зачем
еще писать грамоты?
Говорит
ему князь:
– Я
все сделаю, Петр, как у нас водится. А грамоты надобны вот зачем, – чтоб
не отнимали твоих поместий мои дети и внуки у твоих детей и внуков.
– Пусть
будет, князь, по‑твоему, на то воля Божья! – поклонился Петр.
И
распорядился князь, чтобы перед епископом были составлены грамоты Петру на
владение многими землями вдоль озера, и водами, и лесами, а те грамоты и по сей
день сохранились. И настроили Петру хором по его землям. А Орда тогда в набеги
не выходила многие годы.
Такой
хороший нрав и обычай был у Петра, так обходителен и учтив он был, что князь
полюбил его, как родного, всегда его при себе держал и за стол без него не
садился. Попросил он владыку, чтобы связал он их в церкви обрядом побратимства.
И стали звать Петра братом князя. А у Петра тогда уж и дети подрастали.
Через
несколько лет умер епископ Игнатий и получил царство небесное, вечная ему
память! А несколько дней спустя после владыки умер и князь Ростовский. Дети его
звали всегда Петра дядею до самой его старости. Мирно прожил Петр свою жизнь и
скончался глубоким стариком, приняв монашеский чин; и похоронили его на том
самом месте, где спал он, когда явились ему апостолы, у самой их церкви. И со
дня его погребения начали строить там монастырь.
Внуки
же старого князя Ростовского стали забывать, чем обязан был их род Петру,
княжичу Ордынскому, и начали отнимать луга, угодья и земли у Петровых детей.
Тогда сын Петра поехал в Орду, рассказал там, что он внук хана – по его брату.
Обрадовались его дядья, одарили его богатыми подарками и попросили хана
отправить с ним своего посла. Приехал ханский посол в Ростов, позвал на суд
внуков ростовского князя: показаны были ему грамоты Петра Ордынского, данные
старым князем, и по этим грамотам уставил он рубежи владений сыну Петра, дал
ему грамоту с золотой печатью, какая давалась по повелению хана, и уехал в
Орду.
А
молодые князья, злобствуя, вели меж собой и своими боярами такие разговоры:
«Слыхали мы, что наши родители звали дядей его отца, Петра, что дед наш получил
от него много серебра, что он братался с Петром в церкви. Да ведь род‑то их
татарский – не наша кость! Какая ж они нам родня! Серебра ведь нам ихнего не
досталось от родителей наших!».
Вот
такие у них были речи, и не думали уж о чуде святых апостолов Петра и Павла,
позабыли о дружбе и любви прародителей своих. Долгие года завидовали они тому,
что Петровых детей в Орде принимали с большим почетом, чем их. А сын Петра
дожил до глубокой старости и умер, окруженный большой семьей, сыновьями и
дочерьми.
Внук
Петра, Юрий, как и его родители, много жертвовал собору святой госпожи
Богородицы в Ростове, устраивал пиры владыке и клиру в поминальные дни по своим
родителям и прародителям и в праздник святых апостолов Петра и Павла.
Замечено
было, что Юрьевым рыбакам удаются большие уловы, не то что остальным ловцам.
Будто играя, рыбаки петровских тонь чуть заведут невода – и вытаскивают
несметное число рыбы, а городские рыбаки как ни бьются – все впустую!
И
пошли городские рыбаки с жалобой к своим князьям:
«Господа
наши, князья! Если Юрьевы ловцы не перестанут ловить, запустеет Ростовское
озеро! Они всю рыбу переловят!»
|