Устанавливается
в обители общежительство. И распределяет блаженный пастырь братию по службам:
одного ставит келарем, а других в поварню для печения хлеба, еще одного
назначает немощным служить со всяческим прилежанием. Все это чудесный тот
человек хорошо устроил. Повелел он твердо следовать заповеди святых отцов:
ничем собственным не владеть никому, ничто своим не называть, но все общим
считать; и прочие должности все на удивление хорошо устроил благоразумный отец.
Но это рассказ о делах его, а в житии много распространяться об этом не
следует. Поэтому мы здесь рассказ сократим, а к прежнему повествованию
возвратимся. Так как все это чудесный отец хорошо устроил, число учеников
умножалось. И чем больше их становилось, тем больше вкладов приносили ценных; и
насколько в обители вклады умножались, настолько страннолюбие увеличивалось. И
никто из бедных, в обитель приходивших, с пустыми руками не уходил. Никогда
блаженный не прекращал благотворительность и служителям в обители наказал нищим
и странникам давать приют и помогать нуждающимся, говоря так: «Если эту мою
заповедь будете хранить безропотно, воздаяние от Господа получите; и после
ухода моего из жизни этой обитель моя эта весьма разрастется, и долгие годы
нерушимой будет стоять по благодати Христа». Так была рука его раскрыта для
нуждающихся, как река полноводная с тихим течением. И если кто‑нибудь
оказывался в монастыре в зимнее время, когда морозы суровые стоят или же снег
сильным ветром заметается, так что нельзя из кельи выйти, какое бы время он ни
оставался здесь из‑за такого ненастья, – все нужное в обители получал.
Странники же и нищие, а из них особенно больные, многие дни жили в полном покое
и пищу, сколько кому нужно было, в изобилии получали согласно наказу святого
старца; и до сих пор все так сохраняется. А поскольку дороги здесь из многих
мест проходили, то князья, и воеводы, и воины бесчисленные – все получали
нужную им достаточную искреннюю помощь, как из источников неисчерпаемых, и, в
путь отправляясь, необходимую пищу и питье достаточное получали. Все это
служащие в обители святого всем с радостью подавали в изобилии. Так люди знали
в точности, где все необходимое находится в храмах, пища и питье, а где хлеб и
варения, и это все умножалось из‑за благодати Христа и чудесного его угодника
святого Сергия.
Известно
стало, что Божиим попущением за грехи наши ордынский князь Мамай собрал силу
великую, всю орду безбожных татар, и идет на Русскую землю; и были все люди
страхом великим охвачены. Князем же великим, скипетр Русской земли державшим,
был тоща прославленный и непобедимый великий Дмитрий. Он пришел к святому
Сергию, потому что великую веру имел в старца, и спросил его, прикажет ли
святой ему против безбожных выступить: ведь он знал, что Сергий – муж
добродетельный и даром пророческим обладает. Святой же, когда услышал об этом
от великого князя, благословил его, молитвой вооружил и сказал: «Следует тебе,
господин, заботиться о порученном тебе Богом славном христианском стаде. Иди
против безбожных, и если Бог поможет тебе, ты победишь и невредимым в свое
отечество с великой честью вернешься». Великий же князь ответил: «Если мне Бог
поможет, отче, поставлю монастырь в честь пречистой Богоматери». И, сказав это
и получив благословение, ушел из монастыря и быстро отправился в путь.
Собрав
всех воинов своих, выступил он против безбожных татар; увидев же войско
татарское весьма многочисленное, они остановились в сомнении, страхом многие из
них охвачены были, размышляя, что же делать. И вот внезапно в это время
появился гонец с посланием от святого, гласящим: «Без всякого сомнения,
господин, смело вступай в бой со свирепостью их, нисколько не
устрашаясь, – обязательно поможет тебе Бог». Тогда князь великий Дмитрий и
все войско его, от этого послания великой решимости исполнившись, пошли против
поганых, и промолвил князь: «Боже великий, сотворивший небо и землю! Помощником
мне будь в битве с противниками святого твоего имени». Так началось сражение, и
многие пали, но помог Бог великому победоносному Дмитрию, и побеждены были
поганые татары, и полному разгрому подверглись: ведь видели окаянные против
себя посланный Богом гнев и Божье негодование, и все обратились в бегство.
Крестоносная хоругвь долго гнала врагов. Великий князь Дмитрий, славную победу
одержав, пришел к Сергию, благодарность принеся за добрый совет. Бога славил и
вклад большой в монастырь дал.
Сергий,
видя, что он уже к Богу отходит, чтобы природе отдать долг, дух же Иисусу
передать, призывает братство и беседу повел подобающую, и, молитву совершив,
душу Господу предал в год 6900 (1392) месяца сентября в 25‑й день.
|