В первые месяцы существования
Советского государства официально утвержденных символов не было. От двуглавого
орла (теперь уже символа Временного правительства) как государственной эмблемы
отказались сразу же: новое государство нуждалось в принципиально новой
символике.
От услуг профессиональных
геральдистов, по-видимому, решено было отказаться, поэтому «геральдическое
художество» на первых порах воплощалось в довольно странных формах. Известен
рассказ скульптора Н. Андреева об одном из проектов «нового» государственного
герба.
На рисунке был все тот же двуглавый
орел, но с выщипанными перьями на крыльях, головы которого вместо корон украшали
красные звезды, а вместо третьей короны над орлиными головами возвышался
красноармейский шлем. В лапах вместо скипетра и державы — камень и палка.
Предлагались и другие не менее фантастические и гротескные варианты герба.
Начиная с января 1918 г., над созданием новых
эмблем работал ряд художественных и производственных коллективов Петрограда, а
также некоторые художники Петрограда и Москвы. В марте — апреле 1918 г. композиция «Серп и
Молот» была избрана для помещения на государственной печати. V Всероссийский
съезд Советов 10 июля 1918 г.
принял Основной закон РСФСР, в котором содержался раздел «О гербе и флаге». С
этого времени эмблема, представляющая собой золотые серп и молот,
крест-накрест, рукоятками книзу, являлась основной фигурой в гербе Советского
государства.
Первый советский герб — герб РСФСР
— был составлен в соответствии с геральдическими канонами. Его символика
проста, наглядна, основное изображение — эмблема серпа и молота в лучах
восходящего солнца — лаконично и выразительно; для герба свойственно правильное
композиционное построение — эмблема размещена в гербовом щите; сохранена
геральдическая гармония цветов; девиз — характерная деталь герба — подчеркивает
его политическую направленность.
|