Западноевропейские исследователи
занимают однозначную позицию относительно использования двуглавого орла как
знака власти, полагая, что в Византии двуглавый орел являлся формой украшения,
орнаментом, а не гербом, ибо если и был в Византии герб, то его рисунок был
иным.
Еще в начале нашего века
известнейший знаток византийских и русских печатей Н. П. Лихачев, высказывая
свои соображения по поводу существовавшего в литературе утверждения о
заимствовании государственной печати с двуглавым орлом из Византии, писал:
«Если будет доказано положение, что Византия (так же, как и Римская империя) не
знала государственной печати и на печатях императоров не помещала
геральдического двуглавого орла, станет очевидно, что Московское правительство
не могло заимствовать непосредственно из Византии того, чего та не имела».
Правда, существуют некоторые данные
о знакомстве морейских деспотов, один из которых был отцом Зои, с двуглавым
орлом, однако прямой наследник их, брат Зои Андрей, продававший наследственные
права на византийский престол нескольким государям и высокопоставленным лицам
Европы, раздававший титулы и звания, нигде не упоминает о передаваемом гербе,
который, как известно, составляет существенный атрибут власти.
Что же касается якобы заимствования
двуглавого орла после женитьбы Ивана III на Зое Палеолог (1472 г.), то остается
непонятным, почему ему надо было так долго ждать, а именно 25 лет, чтобы взять
двуглавого орла в качестве своей эмблемы и поместить на государственную печать.
В западноевропейских странах, в
отличие от Византии, двуглавый орел превратился в знак господствующей власти,
так как помещался на монетах и печатях правителей. С XIII в. это изображение
получило там широкое распространение. Здесь устанавливается даже различие
между одноглавым орлом как королевским гербом и двуглавым — императорским.
Превращение двуглавого орла в
гербовую фигуру находится в неразрывной связи с формированием в средневековой
Европе института герба в целом (известно, что гербы здесь возникли еще в эпоху
крестовых походов и турниров).
Как результат влияния
западноевропейских традиций, которые в это время наряду с византийским влиянием
утверждаются в южнославянских странах, на Балканах, можно расценить появление
двуглавого орла у болгарских царей (на монетах), у сербских правителей (на
печатях), в Албании — у князя Скандербега (на печати, остался в гербе
государства).
|