Однако думается, что акцент надо
делать не на факте знакомства русских с западноевропейским делопроизводством, а
на зависимости иконографии печати, общегосударственного знака власти, от официальной
доктрины, существовавшей в Русском государстве уже в то время.
Западноевропейские монархи считали
себя прямыми потомками римских императоров. В процессе утверждения этой
концепции, ее совершенствования и детализации возник символ императорской
власти в виде двуглавого орла.
Хотя теория происхождения русских
государей от императора Августа, как предполагают, оформилась в XVI в.
(характерны в этой связи слова Ивана IV, адресованные шведскому королю Юхану
III: «А что писал еси о Римского царства печати, и у нас своя печать от
прародителей наших, а и римская печать нам не дико: мы от Августа Кесаря
родством ведемся»), по-видимому, и в конце XV в. существовало литературное
произведение политического характера, обосновывающее происхождение русского
государя, равенство его по рождению с западноевропейскими9, что и повлекло за
собой появление эмблемы, выражающей знатность этого происхождения, —
двуглавого орла.
Другая государственная эмблема —
всадник, поражающий копьем дракона, — в современной литературе трактуется чаще
всего как символическое изображение русского воина, защищающего родную землю от
врагов. Однако это не объясняет, почему именно данная эмблема получила статус
государственной в результате ее помещения на печать.
Изображение вооруженного всадника
типично в XIII—XIV вв. для княжеских печатей Западной и Восточной Европы. Его
можно обнаружить на печатях и монетах литовских князей, на польских печатях,
на печатях многих суверенов Европы.
Среди изображений на русских
монетах конца XIV—XV в. часто встречается всадник с копьем, мечом или соколом.
В это же время среди монет Московского великого княжества появляются экземпляры,
на которых всадник, держащий копье, поражает или лежащий под ногами коня
какой-то предмет, или голову дракона, или самого дракона.
Постепенно всадник приобрел детали,
приближающие его к изображению на печати 1497 года. Чтобы не спутали этот образ
с каким-либо другим, всадника сопровождали буквы «К», «К — Н» (князь). Близость
всадника образу популярного св. Георгия-змееборца, Георгия Победоносца,
побуждала потомков (начиная с XVIII в.) соединить эти образы в одно целое, хотя
в XVI—XVII вв. в многочисленных документах встречается вполне четкое
толкование всадника как великого князя, царя или же наследника.
|