|
Каталог статей
Ч. 17
Итак, небольшой участок господского
«жеребия» в крестьянских полях можно было обработать «згоном», т.е. без
раскладки по тяглам, а стало быть, вне фиксированного рентой объема
повинностей. Думается, что это самый ранний этап генезиса господской запашки
именно в монастырях.
На основании уставной грамоты 1391
г. Цареконстантинову монастырю можно сделать и другое интересное наблюдение: в
отношениях с феодалом с точки зрения организации хозяйственной связи община
выступала in corpore. Огромная часть работ велась крестьянским коллективом в целом
под руководством представителей крестьянского мира. В особенности это относится
к пахоте (и всем видам работ, к ней примыкающих).
Г.Е. Кочин проводит важную параллель уставной грамоты
1391 г. и «рядной грамоты» крестьян Робичанской волости с новгородским Юрьевым
монастырем 1460 г. И в том, и в другом случае перед нами –
договорные отношения феодала с общиной in corpore о норме и характере
крестьянских повинностей. Именно эти факты с наибольшей убедительностью
выявляют главное препятствие, которым была общинная организация крестьян, для
полного торжества феодального способа производства. Это обстоятельство в первую
очередь обусловило трудный, растянутый во времени путь генезиса полевой барщины
крестьян, первым этапом которой были лишь переходные к собственно барщине
формы.
Во многих актах XV в. указания на
крестьянскую барщину слишком неопределенны и могут быть оспорены. К ним прежде
всего относятся свидетельства правых грамот различных монастырей (в первую
очередь Троице-Сергиева и Симонова). Протоколы разбирательств земельных споров
содержат материалы и факты о принадлежности спорной земли (пашни или луга)
монастырю или черным крестьянам («земля великого князя»).
Поэтому язык правых грамот весьма специфичен в том
смысле, что многие выражения в их текстах настолько «ориентированы» на проблему
принадлежности, что их нельзя понимать буквально. Лишь в редких случаях они говорят
о господской пашне. Число свидетельств о неопровержимом
существовании господской запашки и полевой барщины сокращается при более внимательном
чтении текстов различного рода меновных, данных, купчих, а также духовных
грамот.
Думается, что практикой «жеребьевого» или долевого
выделения господского посева вызвана к жизни формула, имевшаяся в грамоте от
1494 г. волоцкого князя Бориса Васильевича в с. Шарапове на Клязьме.
Интересующий нас фрагмент текста гласит: «А которые земли пахали мои крестьяне
изстарины, сена косили на меня и на себя». Так повествовать, на
наш взгляд, можно лишь об общих полях, в которых каждый раз выделяется доля
посевов для господина-феодала. Поэтому о пашнях и говорят, что их пашут «и на
меня и на себя».
|
Категория: Крепостничество на Руси | Добавил: defaultNick (21.12.2012)
|
Просмотров: 1418
| Рейтинг: 5.0/6 |
|
|
| | |