Пятница, 27.08.2021, 06:04
История Московского княжества
в лицах и биографиях
Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Москва и Новгород в XV веке

Ч. 4
По существу, грамота Фотия содержит в себе элемент интердикта: в приходах Новгородской епархии, пограничных с Тверью, рукополагать священников поручается тверскому епископу; на основной же территории Новгородской земли процесс формирования клира остановлен до исчерпания конфликта и, следовательно, поставлен в зависимость от покорности Евфимия московскому митрополиту.
В грамоте митрополитом Фотием именно конфликтная ситуация обозначена как важнейший повод передачи указанных функций тверскому владыке: «Ино преже, как есмь пришел на святейшую митрополию Рускую с грамотою святаго патриарха и всего святаго вселеньскаго Збора, и послы святаго царя и святаго патриарха и святаго Збора, со вселеньскыми грамотами посланные к ним о церковной старине, и были у них, чтобы старины церковные — суда позывного отпустилися Церкви Божией и мне, святителю, по старине митрополии Киевские и всеа Русии; и они старины не отпустилися. И потом был у меня владыка Иван и ял ми ся был ту старину церковную отправити, да не отправил. И потом прислали ко мне Симеона, а после того Еуфимиа, и яз тех обею поставил им во владыки, и те владыки такоже ми ся были яли старину церковную отправити. А и все те ми послы новгородцкыи давали таково слово, что им было старины отступитися Церкви Божией и мне. Да как те владыки тое старины церковные не отправили; тако и те новгородцы не отступилися тое старины Церкви Божьей и до сего времени. А та Божиа Церковь вдовьствуеть, а христианом пастыря несть».
Речь здесь, как это совершенно очевидно, идет о конфликте, возникшем в 1386 г., когда «бысть целование в Великой пост по Сборе на 2 недели: целоваше крест Феодор посадник Тимофеевичь, тысячкой Богдан Обакуновичь, на вечи на княжи дворе, и вси боляре и дети болярьскии, и житьеи, и черный люди, и вся пять концев, что не зватися к митрофолиту, судити владыке Алексею в правду по манакануну, а на суд подняти двема истцем по два болярина на стороне и по два житья чловека; такоже и посаднику и тысячкому судити право по целованию».
Попытка отменить это вечевое решение была предпринята в 1391 г. приехавшим в Новгород московским митрополитом Киприаном, который «нача у Новагорода суда просити. И посадник Тимофеи Юрьевичь и тысячкой Микита Феодоровичь и вси новгородци отвещаша едиными усты: „господине! о суду есме крест целовали и грамоту списали промежь себе крестную, что к митрофолиту не зватися". И митрофолит рече: „грех болшеи прияли есте; но дайте мне грамоту, яз печать урву, а целование с вас снимаю, а мьне суд дайте, како доселе при иных митрофолитех было". Наши же за то слово не нялися, и он поехал из Новагорода по Сборе на 3 день, а на владыку и на всь Новъгород великое нелюбие дрьжа». В 1392 г. «посылаше новгородци в Царьград послы к патриарху Антонью о благословении, Кюра Созонова и Василья Щечкина, и он им тако рече: „повинуитеся митрофолиту Рускому"». В   зиму 1392/93  г. в Новгороде были послы великого князя Василия Дмитриевича, говорившие «и о крестной грамоте, что покончали новгородци: к митрофолиту на Москву не зватися: „и вы тую грамоту отошлите, а целование митрофолит с вас снимаеть". И Новъгород не послуша и не похотеша того створити, и в то учинися розмирье с низовци».
Категория: Москва и Новгород в XV веке | Добавил: defaultNick (09.10.2011)
Просмотров: 1571 | Рейтинг: 5.0/6

Copyright historys.ru © 2021-2024