Только немногие города, и в том числе Ташкент,
уцелели. У самого великого хана была столица Кара-Корум, город многолюдный,
обнесенный глиняной стеной с четырьмя воротами. В нем были большие здания для
ханских чиновников и храмы разных вероисповеданий. Тут толпились пришельцы
всевозможных наций, покоренных монголами; были и европейцы: французы и немцы,
приходившие сюда с европейским знанием ремесел и художеств — самая пестрая
смесь племен и языков.
За городом находился обширный и богатый ханский
дворец, где хан зимою и летом на торжественные празднества являлся как
божество, сидя с одною из своих жен на возвышении, украшенном массою золота и
серебра. Но оседлое житье в одном месте было не во вкусе монголов. Являясь
только по временам в столицу, великий хан, как и волжские ханы, проводил жизнь,
переезжая с места на место с огромным обозом: там, где ему нравилось, располагались
станом, раскидывались бесчисленные палатки, и одна из них, обитая внутри
листовым золотом и украшенная драгоценностями, отнятыми у побежденных народов,
служила местопребыванием властелина.
Возникал многолюдный город и исчезал, появляясь снова
в ином месте. Все носило вид крайнего варварства, смешанного с нелепой
пышностью. Безобразные и нечистоплотные монголы, считавшие опрятность даже
пороком, питавшиеся такой грязной пищей, которой одно описание возбуждает омерзение,
безвкусно украшали себя несметными богатствами и считали себя по воле Бога
обладателями всей вселенной.
Нам неизвестно, где именно Ярославичи поклонились
великому хану, но они были приняты ласково и возвратились благополучно домой.
Андрей получил княжение во Владимире, Александру дали Киев; по-видимому, в этом
было предпочтение Александру, так как Киев был старше Владимира, но киевская
земля была в те времена до такой степени опустошена и малолюдна, что Александр
мог быть только по имени великим князем. Вероятно, монголы сообразили, что
Александр, будучи умнее других, мог быть для них опасен, и потому, не испытавши
его верности, не решились дать ему тогда Владимир, с которым соединялось
действительное старейшинство над покоренными русскими землями.
Посещение монголов должно было многому научить
Александра и во многом изменить его взгляды. Он познакомился близко с
завоевателями Руси и понял, с какой стороны с ними ужиться возможно. Свирепые
ко всему, что сопротивлялось им, монголы требовали одного — раболепного поклонения.
Это было в их нравах и понятиях, как и вообще у азиатских народов.
Чрезвычайная сплоченность сил, безусловное повиновение
старшим, совершенная безгласность отдельной личности и крайняя выносливость —
вот качества, способствовавшие монголам совершать свои завоевания, качества,
совершенно противоположные свойствам тогдашних русских, которые, будучи готовы
защищать свою свободу и умирать за нее, еще не умели сплотиться для этой
защиты. Чтобы ужиться теперь с непобедимыми завоевателями, оставалось и самим
усвоить их качества.
|