Этот брак противоречил церковным канонам. Андрей и его
невеста, имя которой источники не сохранили, состояли в близком родстве: их
матери были родными сестрами. Однако в 1250 г. сам митрополит Кирилл
обвенчал Андрея с юной Даниловной. Свадьба состоялась во Владимире-на-Клязьме.
Летописец отмечает, что празднества прошли очень весело. Однако был ли на них
Александр — неизвестно.
Едва ли Александр был доволен тем, что брат его
сблизился с Даниилом. Он понимал, что свадьба Андрея — звено в цепи
дипломатических ходов, предпринятых многоопытным галицким князем после его
поездки к Батыю в 1245 г. (51, 235). Даниил не мог примириться с
зависимостью от татар, которые не только требовали дани, но и постоянно грабили
окраины его владений. Гордый наследник Романа Галицкого не мог забыть унижения,
которое ему пришлось пережить во время встречи с Батыем. Но воевать с татарами
в одиночку было делом явно безнадежным из-за их многократного численного
превосходства. И потому Даниил исподволь начал искать союзников для будущей
войны с „Несокрушимым".
Через своего печатника — т. е. главу княжеской
канцелярии — Даниил вел переговоры о женитьбе сына на дочери венгерского короля
Белы IV. Вскоре тот же печатник Кирилл благодаря поддержке Даниила был
утвержден патриархом на престоле митрополита Киевского.
Вскоре после 1250 г. Кирилл приехал в Новгород,
где встретился с Александром Ярославичем. Вероятно, митрополит надеялся вовлечь
и его в намечавшийся антиордынский союз. Однако достичь этого ему не удалось. И
дело было не только в том, что Даниил уже давно стремился овладеть Киевом, который
татары передали под власть Александра. Корни разногласий между двумя
выдающимися полководцами лежали гораздо глубже.
Оба они — Даниил и Александр — мечтали о возрождении
могущественной, независимой Руси. Однако условия, в которых им приходилось
действовать, а вместе с ними и пути, которыми они пытались достичь своей цели,
были совершенно различны.
Александр, проехав из конца в конец империю потомков
Чингисхана, воочию убедился в могуществе степных владык. Он понял, что Русь не
сможет собрать достаточно сил, чтобы отразить новое нашествие. Александр не
разделял надежд Даниила на помощь с запада, от римского папы и католических государей
соседних с Русью стран. Своей главной задачей он считал предотвращение любого
конфликта между Русью и монголо-татарами.
В 1252 г. на Северо-Восточную Русь обрушилась
посланная Батыем карательная „Неврюева рать".
Что вызвало гнев „Несокрушимого"? Узнал ли он о тайных
замыслах Андрея и Даниила? Или же этот поход был результатом прихода к власти в
1251 г. нового Великого хана — близкого с Батыем Менгу? Можно думать, что
оба предположения содержат долю истины. Главная цель нашествия состояла в том,
чтобы запугать русских, сломить их волю к сопротивлению.
В „Истории" Татищева есть уникальное сообщение,
взятое, вероятно, из какой-то не дошедшей до нас летописи: Александр донес сыну
Батыя Сартаку о том, что Андрей утаивает часть собранной для татар дани.
Следствием этого доноса и стала „Неврюева рать" (61, 40).
Известие Татищева ложится темным пятном на безупречную
репутацию святого, омрачает светлый образ „заступника Руси". В его
достоверности можно сомневаться: летописи полны злословий и наветов. У такого
человека, как Александр, несомненно, было много врагов, желавших очернить его
перед потомством. Впрочем, мы не особенно настаиваем на этих оправданиях.
Задача историка существенно отличается от задачи агиографа (составителя жития
святого). Даже беглое знакомство с прошлым свидетельствует о том, что нравственные
падения — неизбежная расплата за власть над людьми. Однако прежде чем выносить
приговор, следует обратить внимание на то, как использовалась купленная дорогой
ценой власть. Что же касается князя Александра; то здесь уместно будет
вспомнить и другое известие Татищева. По его сведениям, вернувшийся на Русь в
1256 г. князь Андрей был принят старшим братом „с любовию". Александр
выхлопотал у татар прощение для Андрея, а позднее передал ему в удел Суздаль
(61, 42). Впрочем, все это еще впереди. А пока — черной тучей надвинулась на
русские города и села многотысячная „Неврюева рать"…
|