Куликовская победа оказала воздействие на весь ход
русской истории XIV–XV вв. Глядя на прошлое из будущего, можно сказать,
что она была началом конца ордынского ига над Русью. Крупнейшие русские
историки сходились на том, что эта победа имела прежде всего политическое
значение.
"Мамаево побоище, — утверждал Н. М.
Карамзин, — еще не прекратило бедствий России, но доказало возрождение сил
ее и в несомнительной связи действий с причинами отдаленными служило основанием
успехов Иоанна III, коему судьба назначила совершить дело предков, менее
счастливых, но равно великих" (39, 76).
С. М. Соловьев рассматривал Куликовскую битву в
контексте противостояния Европы и Азии. Она должна была "решить великий в
истории человечества вопрос — какой из этих частей света восторжествовать над
другою?" Победа на Куликовом поле "была знаком торжества Европы над
Азиею" (59, 278). В. О. Ключевский подчеркивал другую сторону события —
внутриполитическую: "…Почти вся Северная Русь под руководством Москвы
стала против Орды на Куликовом поле и под московскими знаменами одержала первую
народную победу над агарянством. Это сообщило московскому князю значение
национального вождя северной Руси в борьбе с внешними врагами. Так Орда стала
слепым орудием, с помощью которого создавалась политическая и народная сила,
направившаяся против нее же" (42, 22).
Заметим, что именно это превращение московского
правителя в "национального вождя", организатора борьбы с внешней
опасностью открыло путь к небывалому росту его личной власти. Свободу от
"поганого царя" — хана Золотой Орды — и его исторических наследников
пришлось выкупать признанием необходимости собственного вездесущего и
всемогущего деспота — "государя всея Руси".
Едва успела Москва отпраздновать победу и оплакать
павших на Куликовом поле, как новые военные тревоги застучались в ее ворота.
Мамай ушел в свои степи и там собрал "остаточную свою силу" — новое
войско. Правитель Орды был готов на все во имя мести. Он, не торгуясь, отдавал
генуэзцам татарские владения в Крыму, требуя за это военной помощи. Новая армия
Мамая росла не по дням, а по часам.
Опасность грозила Москве не только с юга, но и с
запада. Там ждал своего часа литовский князь Ягайло. Не без умысла опоздал он
на соединение с Мамаем. Война против православной Руси на стороне "поганой"
Орды могла обострить его конфликт с влиятельной литовской аристократией
русского происхождения, а также восстановить против него церковь.
Уклонившись от участия в битве, Ягайло сохранил свою
армию и оказался в выигрышном положении. В любой момент он мог пойти по пути
Ольгерда и начать большую войну с Москвой. А между тем цвет московского
воинства, его "узорочье", остался лежать в братских могилах Куликова
поля.
Тревоги Дмитрия были не напрасны. И если Ягайло,
занявшись борьбой со своим дядей Кейстутом, не мог в 1381–1382 гг.
причинить Москве особого вреда, то степная угроза оставалась "дамокловым
мечом" над головой московского князя. Зимой 1380–1381 гг. Мамай
изготовился к новому походу на Русь. Однако судьба — Сергий назвал бы ее Божьим
промыслом — послала Мамаю могущественного соперника. Из-за Волги пришел
воинственный "царь" Тохтамыш. Навстречу ему Мамай двинул собранное
для похода на Русь войско. В. битве "на Калках" — вероятно, на той же
реке Калке, где 31 мая 1223 г. погибло от рук татар русское войско, —
Тохтамыш разгромил Мамая. С небольшим отрядом поверженный властелин степей ушел
в Крым. Посланная Тохтамышем погоня шла за ним по пятам. Мамай направился в
Кафу (Феодосию), где надеялся найти убежище или же бежать морем. Однако местные
власти не захотели портить отношения с новым ордынским "царем". Они
впустили Мамая в город, но лишь затем, чтобы здесь расправиться с ним. И сам
темник, и вся его свита были перебиты, а их имущество разграблено. Довольный
таким исходом дела, Тохтамыш сохранил за кафинцами все те земли и привилегии,
которые им в свое время дал Мамай.
Задолго до окончательной победы над Мамаем, осенью
1380 г., Тохтамыш отправил на Русь своего посла с извещением о своем
возвышении в Волжской Орде. Русские князья "посла его чествоваше
добре"*. Не откладывая, они отправили к новому хану своих
"киличеев" (послов) с дарами. Однако, вопреки давней традиции, никто
из князей не явился лично к новому "царю".
29 октября 1380 г. отправил своих
"киличеев" и князь Дмитрий Иванович. А уже 1 ноября начался созванный
им княжеский съезд. Необходимо было выработать общую позицию по отношению к
Тохтамышу, добиться "единачества" перед лицом новой опасности. Об
итогах этого съезда летописи, как обычно, умалчивают.
Летом 1381 г. московские послы вернулись от Тохтамыша
"с пожалованием и со многою честью". Их возвращение ждали со страхом
и надеждой. Летописец откровенно объясняет причины всеобщей тревоги —
"оскуде бо вся земля Русская от Мамаева побоища"* (16, 72).
|