Украсив Москву россыпью новых каменных и деревянных
храмов, устроив в ней достойную резиденцию для митрополита, Иван, по существу,
превратил ее в церковную столицу Руси. В его сознании появилась мысль об особом
покровительстве Москве со стороны Богородицы. Прежде ее любимым городом
считался Владимир-на-Клязьме. Там, в посвященном ей Успенском соборе, хранилась
чудотворная икона Владимирской Богоматери. С упадком Владимира и переносом
резиденции великого князя в Москву Богородица должна была "переехать"
на новое место. В 1326–1327 гг. в Москве для нее был построен новый
белокаменный "дом" — собор Успения Богоматери. В источниках той эпохи
его именно так и величают — "дом Пречистой Богородицы".
Духовное наследие Ивана Калиты сохранил и приумножил
его сын, великий князь Семен Иванович (1340–1353). И по характеру, и по образу
действий он весьма походил на отца. Властный и деспотичный, он по праву получил
свое прозвище "Гордый". В системе христианской морали гордость
считалась одним из главных пороков. Ее синонимами служили такие слова, как
"дерзость", "наглость", "самонадеянность". В ту
эпоху каждый знал грозные слова Священного писания: "Бог гордым
противится" (I Пет., 5,5).
Подобно отцу, Семен искал примирения с Богом на путях
строительства храмов, "нищелюбия" и иных благих дел. Найдя общий язык
с византийцами, он подготовил возведение на митрополичий престол московского
монаха Алексея — сына черниговского боярина Федора Бяконта, приехавшего на службу
к Даниилу Московскому в конце XIII в.
В глазах современников Семен, как и его отец, был
великим грешником. На это указывали многочисленные проявления гнева Божьего,
случившиеся в его княжение: неоднократно испепелявшие всю Москву пожары,
страшные знамения в природе и наконец — "великий мор" начала 50-х гг.
Жертвами неизвестной болезни — по-видимому, легочной чумы — стали все члены
семьи великого князя, за исключением его третьей жены княгини Марьи. Сам Семен
скончался 26 апреля 1353 г. В своем завещании он умолял наследников исполнить
его распоряжения и не враждовать друг с другом, "чтобы свеча не
угасла". В этих словах напоминание о святости московского дела —
"собирания Руси".
Спустя месяца полтора после кончины Семена умер и его
младший брат Андрей. И вновь люди заговорили о том, что гнев Божий не утихнет
до тех пор, пока не истребит кровавый дом Даниила.
25 марта 1354 г., в самый праздник Благовещения,
на великое княжение Владимирское взошел по воле Орды последний сын Калиты —
Иван, прозванный "Красным", т. е. "красивым". В это
время московский княжеский дом по мужской линии состоял — не считая самого
Ивана — из одних лишь малолетних детей: двух сыновей Андрея (Ивана и Владимира)
и двух — Ивана (Дмитрия и Ивана). В случае внезапной смерти Ивана московскому
делу грозили тяжкие испытания. Быть может, именно сознавая это, Иван как
правитель был осторожен до робости.
Почувствовав слабость правителя, московские бояре
принялись люто враждовать друг с другом. Дело дошло до политических убийств и
массовых отъездов боярских семей из Москвы. Словно раздавленный непосильным для
него бременем власти, Иван Красный умер, что называется, в расцвете сил, в
возрасте 33-х лет. Это произошло 13 ноября 1359 г.
Своеобразие личности Ивана и то впечатление, которое
он производил на современников, хорошо передает одна фраза из "Истории
российской" В. Н. Татищева. В основе ее — характеристики летописцев. Под
1359 г. сообщается: "Преставился благоверный, христолюбивый, кроткий,
тихий и милостивый князь великий Иван Иванович" (61, 110).
Оставшись без отца, князь-отрок Дмитрий обрел себе
иных учителей жизни. Главным из них стал митрополит Алексей. Этот умный и
властный иерарх вложил в сознание Дмитрия ту же мысль, которую два века спустя
внушил юному Ивану Грозному его духовный наставник митрополит Макарий. То была
мысль об особом, отличном от других князей предназначении, уготованном ему
Богом.
"Горе тебе, земля, когда царь твой
отрок", — восклицал библейский мудрец Екклесиаст (10, 16). Слова эти,
должно быть, часто вспоминали в Москве в начале 60-х гг. XIV в. Ссылаясь
на малолетство Дмитрия Московского, его тезка, 37-летний суздальский князь
Дмитрий Константинович, в 1360 г. выхлопотал в Орде ярлык на великое
княжение Владимирское. 22 июня 1360 г. он торжественно въехал в древнюю
столицу Залесья. Московским боярам и митрополиту Алексею стоило большого труда
вернуть внуку Калиты утраченную верховную власть. Лишь в 1363 г. Дмитрий
утвердился на великом княжении Владимирском. Началась новая, героическая эпоха
в истории Северо-Восточной Руси…
Рассказу о княжении Дмитрия Донского Н. М. Карамзин в
своей "Истории государства Российского" предпослал такое рассуждение:
"Калита и Симеон готовили свободу нашу более умом, нежели силою: настало
время обнажить меч. Увидим битвы кровопролитные, горестные для человечества, но
благословенные Гением России: ибо гром их пробудил ее спящую славу, и народу
уничтоженному возвратил благородство духа. Сие важное дело не могло совершиться
вдруг и с непрерывными успехами: Судьба испытывает людей и Государства многими
неудачами на пути к великой цели, и мы заслуживаем счастие мужественною
твердостию в противностях онаго" (39, 6).
|