|
Каталог статей
Преподобный Сергий - 1
Автор: Николай Костомаров
Монашество после Феодосия продолжало расширяться: где
только распространялось христианство, там возникали и монастыри. Одни из них
строились и поддерживались князьями и богатыми частными лицами, другие, по образцу,
оставленному Киево-Печерским монастырем, созидались отшельниками, которые
сначала уходили в пустынные места, а потом славой своих подвигов невольно
привлекали к себе товарищей и после обыкновенно делались настоятелями
образуемых таким образом обителей.
Последнего рода монастыри представляют особенную
важность для истории, потому что такие монастыри привлекали население в
пустынные места и были одними из главных двигателей русской колонизации. Где
являлся монастырь, там около него образовывалось село или даже многолюдный
посад; расчищались дикие лесные места, обрабатывались поля, а около некоторых
монастырей учреждались ярмарки, образовывалось средоточие промысла и торговли.
Вместе с тем пролагались новые пути сообщения.
Сами монахи вначале подавали пример трудолюбия и
хозяйственности. Благочестивый обычай отдавать монастырям села делал монастыри
не только религиозными, но и хозяйственными учреждениями. Надобно вообще
заметить, что этот обычай, ослаблявший впоследствии строгость монашеской жизни
и даже развращавший монастыри, имел в свое время благодетельные последствия:
жители монастырских волостей пользовались сравнительно большей безопасностью,
так как с одной стороны князья, воюя между собой, из религиозного страха
нередко щадили их, не щадя других волостей, а при монгольском владычестве
монастырские волости находились в наиболее благоприятном положении: огражденные
ханами, насколько исполнялись ханские повеления, от поборов и разорений,
монастыри умножались непрерывно: но с половины XIV века умножение их является в
несравненно большем размере против прежних времен; на Руси делается заметным
сильное стремление к монастырской жизни, и это стремление избирает для себя
преимущественно последний из указанных нами способов основания монастырей.
Отшельники убегают от людей в дикие места; к ним
присоединяются другие; основывается обитель; народ стремится туда на
поклонение, возникает около обители поселение; в свою очередь из этой обители
выходят отшельники, удаляются в новые дикие места, основываются там другие
обители и также привлекают к себе население и т.д.
|
Категория: Преподобный Сергий | Добавил: defaultNick (02.04.2012)
|
Просмотров: 1529
| Рейтинг: 5.0/6 |
|
|
| | |