Игумен, однако, строго запретил ходить и просить
милостыню и постановил правилом, чтобы все жили от своего труда или от
добровольных, невыпрошенных даяний. Сам Сергий показывал собой пример
трудолюбия: пек хлеб, шил обувь, носил воду, рубил дрова, во всем служил
братии, ни на минуту не предавался праздности, а питался хлебом и водой.
Чрезвычайно крепкое и здоровое телосложение способствовало ему переносить такой
образ жизни. Вместе с тем он был строг и к другим, требовал от братии такой же
суровой жизни, какую вел сам.
Через несколько времени, однако, положение монастыря
улучшилось. Молва о святой жизни Сергия и его братии расходилась все более и
более, и вот пришел к ним из Смоленска архимандрит Симон. Он принес с собою
значительное имущество, которое пожертвовал в монастырь Сергия. За ним прибыл
брат Сергия, Стефан, и привел двенадцатилетнего сына своего Ивана, которого
отдал под начало Сергия; последний тотчас постриг его, назвавши Феодором. С
этих пор Сергий не ограничивал числа братий в своем монастыре, постригал
всякого желающего, подвергнув предварительно строгому испытанию.
В монастырь все более и более стало приходить
богомольцев: были между ними нищие странники, которых нужно было кормить, но
были князья, воеводы и богатые люди, дававшие на монастырь богатые вклады. О
Сергии распространилось мнение, что он одарен свыше даром пророчества. Несмотря
на эту славу, Сергий продолжал вести прежний простой образ жизни и с равной
любовью обращался как с князьями, которые обогащали монастырь, так и с
бедняками, питавшимися от монастыря.
Между тем пустынные окрестности обители стали
заселяться: уже во времена княжения Ивана Ивановича возник около монастыря
посад, а за ним заводились села и починки; люди вырубали леса и обращали дикую
землю в обработанную. Эти новопоселенцы в своих взаимных делах обращались к Сергию,
как к судье и миротворцу.
Жизнеописатель Сергия, замечая, что вообще в обычае
сильных было обижать убогих и присваивать чужое у соседей, рассказывает такой
случай: один житель монастырского посада взял у другого кабана себе на пищу и
не заплатил за него денег.
Обиженный прибегнул к Сергию. Сергий призвал к себе
обидчика и сказал ему так: «Чадо мое, веришь ли ты, что есть Бог? Знай же, что
он отец сиротам и вдовицам, судья праведным и грешным; те, кто грабят других и
недовольны дарованным от благости Божией, беспрестанно желают чужого, те сами
обнищают, и дома их опустеют, и забудется сила их, и в будущей жизни ждет их
бесконечное мучение. Отдай же тому сироте то, что ему следует, и вперед так не
поступай». Виновный послушался.
При княжении Донского о Сергии знали уже в
Константинополе, и патриарх Филофей прислал ему крест, параманд и схиму и
грамоту на введение общежития. С этих пор Троицкий монастырь сделался
общежительным.
|