|
Каталог статей
Общерусский судебник - 9
В связи с ростом ценности земель Судебник устанавливал
порядок наследования не только имущества — «статка» (как соответствующие ст.
91–93 Пространной Правды), но и земли.
Ст. 57 «О христьянском отказе» вводила единовременный
для всего государства срок, в течение которого крестьянам разрешалось покидать
своего господина. Срок этот (за неделю до Юрьева дня осеннего, т. е. 26
ноября, и неделю после этого дня) был связан с окончанием сельскохозяйственных
работ. Не в интересах феодала было отпускать крестьян раньше. В случае ухода от
хозяина крестьянин должен был уплатить ему «пожилое», т. е. плату за
пользование господским двором (за четыре года жизни у хозяина платилась полная
стоимость двора, за три — три четверти стоимости, за два года — «полдвора», за
год — «четверть двора»). В Новгородской земле «пожилое» в среднем приближалось
к сумме годовых повинностей феодалу («в лесех») или к двойному годовому доходу
господина («в полех»).
Ст. 57 была подготовлена практикой взаимоотношений
крестьян с феодалами во второй половине XV в. До нас дошло восемь грамот
50-70-х годов XV в. Троицкого, Кириллова и Ферапонтова монастырей,
содержащих упоминания о сроках крестьянского отказа (Юрьевом дне). В Псковской
земле, по ст. 42 ПСГ, сроком было 14 ноября, т. е. Филиппово заговенье
(Псков находился севернее, и сельскохозяйственные работы там заканчивались
ранее, поэтому и срок выхода был несколько более ранним). Вводя единовременный
срок крестьянского выхода и устанавливая твердые размеры «пожилого»,
правительство сделало шаг по пути утверждения крепостного права.
Тем не менее статья о Юрьевом дне трактуется в
литературе иногда несколько прямолинейно. Исследователи часто отвлекаются от
конкретно-исторической обстановки. В самом деле, как тогда могли «водворить»
крестьянина-беглеца господину, когда общегосударственный аппарат не был еще
сформирован? Практически это было невозможно. Поэтому в статье нет санкции
(наказания) за уход крестьянина в неурочное время. Возникает и другой вопрос —
а куда бежал крестьянин? В условиях слабого освоения внутренних земель далекие
земли были для крестьян недоступны. Работы Н. Н. Масленниковой
и других исследователей показали, что даже позднее крестьяне уходили в соседние
деревни и волости, т. е., как правило, место их переселения было известно.
Это, конечно, сдерживало нарушение ими закона. Следует иметь в виду и прочность
традиционного мировоззрения, коренящегося в религиозно-патриархальных
представлениях русского крестьянина. Этот традиционализм и мешал ему покидать
насиженные места (без крайней необходимости), и был одним из важных устоев, на
которых держалась его законопослушность.
В Судебнике были подведены итоги развития холопьего
права. Холопству посвящено несколько статей. Основная из них — 66-я — говорит
об источниках холопьих отношений: «О полной грамоте. По полной грамоте холоп.
По тиуньству и по ключю по сельскому холоп з докладом и без докладу, и с женою
и с детми, которые у одного государя; а по городцкому ключю не холоп; по робе
холоп, по холопе роба, приданой холоп, по духовной холоп». Ст. 66 развивает
нормы ст. 110 Пространной Правды: «Холопство обелное трое: аже кто хотя купить
до полугривны… поиметь робу без ряду… тивуньство без ряду или привяжеть ключь собе
без ряду…» Покупка холопов (оформленная полной грамотой), женитьба на рабе и
тиунство остаются источниками холопства и в Судебнике. По ст. 110 Пространной
Правды, холопом становился человек, который «поиметь робу без ряду». О переходе
в холопство женщины, вышедшей замуж за холопа, закон специально не
говорил, — это было само собой разумеющимся фактом. Ст. 66 Судебника
1497 г. подтвердила принцип «по робе холоп, по холопе роба». Он хорошо
известен по актам XIV–XV вв. Вместе с тем основным
источником теперь считается покупка холопа: именно поэтому вся статья и
озаглавлена «О полной грамоте».
|
Категория: Россия на рубеже XV-XVI вв. ч. 1 | Добавил: defaultNick (03.11.2012)
|
Просмотров: 1403
| Рейтинг: 5.0/10 |
|
|
| | |