Теперь необходимо выяснить время и обстоятельства
появления «Повести». Весь ее смысл сводится к тому, чтобы доказать
преемственность власти русских государей от римских и византийских императоров.
Ее кульминация — венчание Владимира Всеволодовича «веньцом царскым» Константина
Мономаха. Торжественное венчание «шапкой Мономаха» впервые состоялось в
1498 г., а вторично — только в 1547 г. Возникает вопрос о связи этого
события со «Сказанием». В Чудовском сборнике отсутствуют какие-либо сочинения,
возникшие позднее конца XV в., а вместе с «Повестью» идут «Чин венчания
Дмитрия-внука» и «Родословие литовских князей».
А. Л. Гольдберг обратил внимание, что в «Сказании» (и
во всех сходных памятниках) говорится, что Август «поставил» «Пруса» в городах
по реке Висле — в Марборке, Торуне, Хвойнице, Гданьске. Эти города упоминаются
в дипломатических сношениях России с Пруссией в 1529 г.
Отсюда Гольдберг делает вывод, что рассказ об Августе был создан тогда, когда
вопрос о прусских городах был актуален, т. е. в связи с русско-прусским
договором 1517 г. Гданьск и другие города перешли к Польше по Торуньскому
договору 1466 г., о чем прекрасно знали в конце XV в. («что за
Казимиром, за королем Полским, Прусская земля Гданеск да Хвойници, да Турун и
иные городы»). В 1493 г., в обстановке русско-литовской войны, интерес к
этим городам в Москве обострился («те городы прусьские, что король поймал
Гданеск и Торун и иные городы… мочно ли опять взяти назад»). Предполагался брак
дочери Ивана III с Конрадом Мазовецким, союзником прусского магистра, и военный
союз мазовецкого князя с Иваном III, направленный против Ягеллонов. Союз должен
был привести к установлению протектората России над Прусским орденом. Иван III
отправил к магистру послов с наказом прямо заявить о готовности великого князя
способствовать возвращению ордену городов, уступленных Польше («городов своих,
даст бог, достанете государя нашего оборонью»). В Москве
переговоры с послом Конрада вел Федор Курицын, а с посольством литовского
великого князя в 1494 г. — В. И. Патрикеев, т. е. именно те
лица, в окружении которых, думается, и сложилась Чудовская повесть.
Следовательно, обстановка в 1493 г., когда в
Пруссию была послана миссия, не в меньшей мере соответствовала идеям
«Сказания», чем в 10-20-е годы XVI в. Отсутствию
упоминания Мальборка в посольских делах 80-90-х годов XV в. не следует
придавать особого значения, ибо он мог скрываться под обобщением «и другие
городы». На «Сказание», конечно, повлиял не конкретный дипломатический
документ, а знание итогов Торуньского договора 1466 г. Согласно «Повести»,
предком Рюрика выступал «Прус», что, по мнению А. Л. Хорошкевич, давало русским
государям основание претендовать на верховное главенство над Пруссией. Она
обратила также внимание, что в Чудовской повести ничего не говорится о
происхождении русской династии от варягов (шведов), и логично связала этот факт
с русско-шведской войной 1496 г.
Проблема разделения церквей, по А. Л. Гольдбергу, была
актуальной именно в 20-е годы XVI в., что якобы подкрепляет предложенную
им датировку «Сказания». Однако проблема эта существовала и в
конце XV в., и особенно тогда, когда противники Елены Стефановны и ее
окружения связаны были с прокатолическими элементами. Кстати, рассказ о папе
Формосе в «Послании» разрывает текст единого повествования.
«Родословие», как бы продолжающее «Повесть», кончается
упоминанием сыновей И. Ю. Патрикеева — Василия Косого и Ивана Мунынды, в то
время как в «Послании» называется и монашеское имя В. И. Патрикеева — Вассиан. Следовательно, протограф «Родословия литовских князей» и
«Повесть», очевидно, были написаны еще до опалы и пострижения В. И. Патрикеева,
т. е. до 1499 г. А. Л. Гольдберг, чтобы отвести это
самое простое предположение, создает следующую цепь умозаключений. Светское имя
Патрикеева попало в чудовское «Родословие» под влиянием «Начала государей
литовских» (никаких данных в пользу этой чисто умозрительной догадки он не
приводит). В первом варианте «Родословия литовских князей» (якобы основанного
на «Начале») нет черт текстологического сходства с Чудовским списком. К тому же вовсе не известно, когда возникло само «Начало».
Составителя «Повести» следует искать в окружении
Дмитрия-внука, коронованного «шапкой Мономаха». Близок к Дмитрию-внуку был и В.
И. Патрикеев, а к последнему — будущий митрополит Варлаам, припиской которого
кончается чин венчания («Помилуй мя, грешного Варлама»). О. И. Подобедова
пишет, что «родословная литовских князей могла бы быть объяснена интересом
Патрикеевых к литовскому правящему дому в пору исполнения ими дипломатических
поручений при дворе литовского князя». Воздействием окружения Дмитрия-внука
объясняется, очевидно, переработка тверского варианта «Родословия литовских
князей» в промосковском духе. Заметим, что в Чудовском сборнике находится
соборное определение о еретиках (1490 г.), написанное от имени митрополита
Зосимы. Позднее Иосиф Волоцкий самого Зосиму считал
покровителем «еретика» Федора Курицына и его сподвижников, группировавшихся
около Дмитрия-внука.
|