Этот слой
находился в жесткой служебной зависимости от князя. Вряд ли случайно, что этот
слой с конца XII в. получает название дворян, т. е. людей княжеского двора,
личных заслуг князя, а не его друзей и соратников («дружина»). Отсюда вытекает
и отмеченное А. А. Горским резкое падение частоты употребления термина «дружина»
в XIII в., вытеснение его термином «двор».
Внешним
выражением этого процесса было убийство Андрея Боголюбского. Убийство князя
приближенными — это придворный заговор, дворцовый переворот, что
свидетельствует об усилении княжеской власти, приобретающей первые
деспотические черты.
При
«нормальных» отношениях между князьями и вассалами недовольство князем приводит
к его изгнанию. Невозможность изгнания провоцирует убийство. Тем самым эпизод
сигнализирует о том, что на смену отношениям «князь — дружина» начинают
приходить отношения «государь — подданные». Отсюда понятно возмущение южного
летописца поведением Андрея Боголюбского, изгнавшего своих братьев и
племянников из Северо-Восточной Руси и желавшего «самовластец быти всей
Суждальской земли».
Соответственно
начинаются изменения и в менталитете. Не случайно, что именно в XII—XIII вв. и
как раз в Северо-Восточной Руси возникают «Моление» и «Слово» Даниила
Заточника — подлинный гимн княжеской власти. Даниил сравнивает князя с отцом
(«князь щедр отець есть слугам многиим») и даже с богом, ибо как птицы
небесные, уповающие на милость божию, «тако и мы, господине, жалаем милости
твоея». В обращении же Даниила к князю («яви ми зрак лица твоего») ясно видны
корни будущей формулы самодержавного правления — «очи государевы видети».
Таким
образом, на Северо-Востоке, отличавшемся, по мнению С. В. Юшкова, более
сильной княжеской властью, существовали и старые дружинные связи, и первые, но
довольно крепкие ростки новых отношений подданства — министериалитета.
Возникает
вопрос: когда и под влиянием каких причин оказались задавленными отношения
вассалитета и возобладало подданство? Здесь необходим специальный анализ.
До
утверждения ига сохранялись возможности альтернативного развития, ибо, как
было показано выше, вассально-дружинный менталитет был еще силен. Вместе с тем
уже первый акт ордынской власти — назначение Ярослава Всеволодича великим
князем (1243 г.)
— означал перелом в политических отношениях Руси: впервые права великого князя
были дарованы ханом.
Положение
русских князей под властью Орды было близко к вассальному (сохранение власти,
территории, значительная свобода действий внутри страны), но формы, в которых
проявлялась зависимость, были значительно более суровы и уже напоминали
подданство.
|