В этой ситуации единственной надеждой князя Дмитрия
становились ополченцы, московский посадский люд и крестьяне, способные хоть
кое-как вооружиться и, бросив свои очаги и нивы, отправиться в поход.
Ему нечего было пообещать им, кроме верной смерти. О
принуждении не могло быть и речи. Даже если бы ему удалось силой собрать
ополченцев и погнать их навстречу Мамаю, они бы попросту разбежались с дороги,
растаяли в лесах, ушли в иные земли.
У москвичей были свои счеты с Дмитрием. Он не жалел их
карманов, теснил их старинную вольность, отнял у них заступника и ходатая —
тысяцкого. Потомок Рюрика, он смотрел на этих плотников и кузнецов, кожевников
и гончаров с высоты своего боевого седла, из-за спин злобных, как цепные псы,
телохранителей.
Городской люд жил совсем иной, непонятной и чуждой для
него жизнью. Впрочем, и сам он был для посадских людей далекой, малоинтересной,
хотя и необходимой для общего порядка жизни фигурой. Еще дальше он был от своих
«сирот» — крестьян.
И вот теперь он должен был просить их помощи, их крови
во имя затеянной им тяжбы с Мамаем. Но как докричаться до них? Как заставить
поверить в благородство своих целей, в то, что в случае неудачи он не предаст
их, не бросит на произвол судьбы, огрев нагайкой своего быстроногого коня?
И Дмитрий нашел единственно правильное решение.
Кто-то, чье слово значит для простонародья больше, чем его собственное, должен
как бы поручиться за него перед Русью, породнить его с могучей силой земли.
Поначалу, должно быть, эта мысль показалась князю
почти оскорбительной. Однако чем дольше он размышлял, тем яснее понимал, что
непременно должен взыскать себе «поручника свята». Им не мог быть ни чужеземец
Киприан, ни кто другой из московских иерархов. Народ верил одному только Сергию.
К нему и отправился Дмитрий с небольшой свитой. 17 августа он уже был на
Маковце.
До поздней ночи просидел он в келье у Сергия,
рассказывая о своих заботах и тревогах, исповедуясь как перед причастием.
Дмитрий был до конца откровенен с игуменом и высказал заветное: ему нужно было
не просто благословение, но и какие-то зримые всем воинам свидетельства того,
что «великий старец» признал борьбу с Мамаем священной войной.
Проводив князя на ночлег, Сергий созвал к себе
наиболее уважаемых «старцев». Глубокой ночью в его келье состоялся монашеский
совет…
На следующее утро Дмитрий и его свита присутствовали
на литургии, которую служил сам Сергий. День был воскресный, и потому служба
отличалась особой торжественностью и продолжительностью. Князь нервничал,
спешил назад, в Москву. Однако Сергий уговорил его отобедать в монастырской трапезной,
«вкусить хлеба их». Это был не просто жест вежливости. Обед с иноками за их
столом считался своего рода причастием, очищающим от грехов.
Сергий сам подал князю хлеб и соль. Этим двум вещам он
придавал особое значение. Хлеб — не только в виде просфоры, но и как таковой —
был для него символом самого Иисуса. Он не раз повторял слова Спасителя: «Я
есмь хлеб жизни» {Иоанн, 6, 35). Соль еще с апостольских времен означала
благодать. «Слово ваше да будет всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы
знали, как отвечать каждому» (1-е Кол., 4, 6).
Подавая князю блюдо, игумен произнес: «Хлеб да соль!»
Эти слова были его обычным благословением (22, 194). Князь встал и с
поклоном принял блюдо.
После трапезы Сергий окропил Дмитрия и его спутников
святой водой. Осенив князя крестным знамением, он громко, так, чтобы услышали
все, воскликнул: «Пойди, господине, на поганыа половци, призывая Бога, и
Господь Бог будеть ти помощник и заступник!» Потом, наклонившись к князю,
Сергий добавил тихо, так, чтобы слышал он один: «Имаши, господине, победита супостаты
своя» (9, 146).
Игумен подозвал к себе двух иноков. Князь узнал обоих:
боярин Андрей Ослябя, ушедший «спасать душу» на Маковец, и недавно принявший
монашеский постриг молодой богатырь Александр Пересвет.
Дмитрий с недоумением смотрел на одеяния иноков. Оба
были облачены в «шлем спасения» — островерхий кукуль с вышитым на нем крестом.
Это был «образ великой схимы». Князь знал, что Сергий не любил давать своим
инокам схимы, избегая любого признака неравенства между братьями.
Обращаясь к Дмитрию, Сергий сказал: «Се ти мои
оружници». И тут князь понял все. Эти два инока и есть то зримое свидетельство
благословения, которое он вчера просил у «старца». Игумен постриг их в великую
схиму, и теперь, верные иноческому послушанию, они готовы были следовать, за
князем на битву. По понятиям иноков схима символизировала доспех, в котором монах
выходил на бой с дьяволом.
Дмитрий понял, как много дал ему Сергий в лице этих
двух иноков. Пересвет и Ослябя — люди не безвестные.
Увидев их, каждый сразу догадается, кто послал их с
княжеским войском. А необычное одеяние без слов доскажет остальное.
Великий князь осознал и то, как трудно далось это
решение «старцу», какой подвиг самопожертвования совершил он в эту ночь. Сергий
не только посылал своих духовных детей на смерть, но также совершал прямое
нарушение церковных законов. Четвертый Вселенский собор в Халкидоне постановил:
монах не должен вступать в военную службу (31, 147). За нарушение этого
запрета он подвергался отлучению от церкви. Принцип иноческого послушания перекладывал
этот грех на плечи игумена, благословившего своих монахов на пролитие крови.
Посылая иноков на битву, Сергий рисковал собственным спасением души.
Низко поклонившись, Дмитрий поцеловал руку игумена,
потом выпрямился, глянул в синие, чуть поблекшие от времени глаза Сергия и,
стремительно повернувшись, пошел к воротам. Там, за оградой, его уже ждала
собравшаяся в дорогу свита. Стремянный держал наготове княжеского коня. Легко
вскочив в седло, Дмитрий с места пустил своего застоявшегося жеребца широкой
рысью.
Когда Сергий вышел за ворота, небольшой отряд уже
скрылся в заросшей тальником ложбине. Но вот вдали, на взгорье, появилась
фигура передового всадника. Статный, в развевающемся на ветру алом плаще, на
снежно-белом коне — Дмитрий удивительно похож был в этот миг на святого
Георгия-змееборца, каким его обычно изображали русские иконописцы.
Привстав на стременах, князь издали помахал на
прощанье рукой и, хлестнув коня, окончательно скрылся из глаз.
Здесь мы вынуждены прервать на время наш рассказ и
заглянуть «на кухню» истории — в источниковедение. Такая экскурсия, возможно, будет
утомительна для непосвященного читателя. Однако она совершенно необходима, так
как речь идет о правильном понимании важнейших событий в жизни нашего героя.
В последние годы в массовых изданиях появились
обратившие на себя внимание статьи В. А. Кучкина и В. Л. Егорова (58; 78;
80; 134). Первый автор — специалист по русской истории XIV–XV веков, второй
— главным образом по истории Золотой Орды. В данном случае их объединило
недоверие к свидетельствам источников о деятельности Сергия накануне
Куликовской битвы. Необходимо хотя бы вкратце рассмотреть аргументы и выводы
данных исследователей. Иначе читатель, знакомый с их работами, окажется в
растерянности: в нашей книге он прочтет одно, а в статьях этих историков —
совсем другое.
|