Такие обличения не сдерживали, однако, тогдашних
записных щеголей: они не только брили себе бороды, но выщипывали волосы на
лице, стараясь уподобиться женщинам; подобные щеголи не менее возбуждали
негодование суровых нравоучителей и своим нарядом: они носили красные сапоги,
расшитые шелком, до того узкие, что ноги болели у них; навешивали на себя пуговицы,
ожерелья, на руках носили множество перстней, мазались благовониями, притирали
себе щеки и губы и щеголяли вычурными манерами, состоявшими в известного рода
кивании головы, расставлении пальцев, подмигивании глаз, выставлении вперед
ног, особенного рода походке и т.п. Василий, женившись на Елене, начал также
щеголять.
Вообще заметно, что Василий склонялся к сближению с
Западом и к усвоению его обычаев, хотя, по скудости источников, мы должны
ограничиваться в этом отношении отрывочными чертами. Папский двор, с большой
надеждой на Василия, делал свои обычные попытки к присоединению русской церкви.
При посредстве тевтонского магистра Альбрехта, папа Лев Х подделывался к
Василию и внушал ему надежду на обладание Литвой и даже Константинополем: «У
Сигизмунда нет наследника, — говорил он, — после его смерти великое
княжество Литовское не захочет государя из поляков и отдастся под власть
московского государя. Константинополь — вотчина московского государя, и если
московский государь захочет стоять за нее, то у нас для этого готовы и пути, и
средства».
Папа изъявлял готовность дать Василию королевский
титул, русского митрополита возвести в патриархи и принять русскую с римскою
так в единение церковь, чтобы отнюдь не умалять и не менять обычаев восточной
церкви. После того, в 1519 году, тот же папа писал Василию и выражался в своем
письме о желании Василия признать папскую власть, как о деле решенном.
«Достойные веры лица, — писал он, —
известили нас, что твое благородие, по божественному внушению свыше, возжелал
соединения со святою римскою церковью и хочешь быть ей покорным, со всеми
своими землями, областями и подданными, после многих лет разделения, оставляя
тьму и возвращаясь к свету истинного учения православной веры». Вместе с тем
папа обнадеживал его помощью в исполнении намерения воевать с неверными.
После смерти Льва X, папа Климент VII отправил к
Василию послом одного генуэзца капитана Павла. Еще ранее того капитан Павел был
в Москве по торговым делам. Его занимала мысль найти сообщение Европы с Индией
через области московского государства с целью подорвать торговую монополию португальцев,
которые, после открытия пути в Индию вокруг Африки, снабжали из своих рук всю
Европу индийскими товарами. Мысль эта, хотя небесплодная для будущих поколений,
основывалась в те времена на незнании географии, так как сам Павел полагал, что
река Оксус или Аму-Дарья впадает в то же море, в какое впадает Волга.
|