Чтобы в развалинах древнего города можно было найти
такое огромное количество предметов, необходима была какая-то катастрофа, после
которой жители покинули бы свои жилища, свое имущество, да и самый город.
Известно, что такая катастрофа, как то отмечено выше,
и произошла с Сараем Берке, когда в 1395 г. Тимур (Тамерлан) после разгрома
золотоордынского войска разрушил прекрасную столицу почти до основания.
Изучение материалов раскопок Терещенко (его отчеты плюс самые памятники) дает
основание утверждать, что в Сарае Берне была широко развита ремесленная промышленность.
Находясь в Европе, но будучи в основном типичным восточным феодальным городом,
Сарай Берне в своей ремесленно-торговой части представлял совокупность
кварталов с узкими улочками, каждый из которых был занят под определенное
ремесленное производство.
В базарные дни ремесленные кварталы превращались в
оживленный базар, где бойко шла торговля производившимися тут же предметами. В
Сарае Берке были кварталы ремесленников но металлу: 1) кузницы, 2) мастерские
по выделке ножей и простого холодного оружия, 3) мастерские по выделке земледельческих
орудий (серпы, лемехи и др.), 4) мастерские по выделке бронзовой и медной
посуды. Насколько металлическое производство занимало большое
место в производственной жизни столицы Золотой Орды, видно из следующих слов
отчета Терещенко: "При открытии в одном месте осьми горнов, один из них
найден с семьюдесятью отдушинами; посредине горна стояла обвалившаяся печь; ее
окружали водопроводные трубы, которые расходились по стенкам отдушин; около
печи нашли несколько ночников, кувшинов, котлов и множество слитков железа,
меди, плавильных чашечек; и форм.
"Во всех остальных горнах также находили слитки
металлические, куски разбитых форм и плавильных чашечек".
Перед нами металлический "завод", — По-видимому, это типичная
для монгольского периода корхана, т. е. большая; мастерская с разделением
труда, принадлежащая ханскому двору или кому-нибудь из богатых купцов или
феодалов. К сожалению, в письменных источниках не сохранилось описаний
золотоордынских корхара. Большое значение в Сарае Берке имело кожевенное
производство, что понятно, ибо он находился в исключительно благоприятных
условиях, для развития этой отрасли ремесленной промышленности. Кругом — степи,
стада кочевников, скотоводов, откуда и в самом Сарае Берке богатые кожей
базары. К сожалению, изделий из кожи от золотоордынского времени сохранилось
немного. Значительное место в Сарае занимало и ткацкое производство: выделка
шерстяных и даже хлопчатобумажных тканей из привозившегося из Средней Азии
хлопка. Конечно, сарайское производство главным образом охватывало изделия из
шерсти, которая в большом количестве получалась от соседей-кочевников.
Что же касается хлопчатобумажных и шелковых тканей,
то, несмотря на наличность местного производства, главная масса товара
импортировалась из Средней Азии, Кавказа, Ирана и Китая.
Позволим себе, хотя бы в общих чертах, рассмотреть
огромное количество археологических памятников, извлеченных раскопками
Терещенко на территории городища, которое когда-то было городом Сарай Берке.
Эти археологические памятники весьма разнообразны и рисуют картину богатой
ремесленной промышленности как столицы, так и других городов Золотой Орды.
Многие из найденных во время раскопок предметов не местного, а привозного
происхождения, что в свою очередь может служить показателем торговых связей с
другими странами.
Среди сарайских памятников больше всего керамических
изделий, особенно сосудов, неглазурованных и глазурованных, орнаментированных и
неорнаментированных.
Основная масса керамики — неглазурованные сосуды,
обслуживающие разнообразные нужды домашнего хозяйства: сосуды для воды, масла и
других жидких и сыпучих тел, кувшины, чашки, чираги (масляные светильники) и
т. д. Неглазурованные сосуды, за небольшим исключением, местного происхождения
и бытовали своими формами и техникой еще задолго до появления татар в нижнем
Поволжье и Северном Кавказе. Эта группа золотоордынской керамики оказалась
наиболее устойчивой. Среди многообразных образцов глазурованной или поливной
керамики надо выделить целую группу серовато-зеленых чашек, покрытых изнутри и
снаружи подглазурной росписью по белому ангобу (тонкий слой белой глины в виде
обмазки на основном теле сосуда). Изнутри имеется рельефный растительный
орнамент в сочетании с арабскими надписями в центре, на дне чашки рельефное
изображение птицы или звезды, снаружи рельефные арочки, покрытые крупными
синими горошинами, как впрочем и вся внутренняя и наружная поверхность чаш.
Отдельно следует отметить сосуды, чаши, кувшины и другие предметы, покрытые
густым слоем бирюзовой глазури весьма высокого качества. Бросается в глаза
также группа высокохудожественных сосудов (чаши, кувшины, чернильницы и
другие): по глубокому темно-синему фону представлены композиции, в которые
входят растительные массивы в сочетании с изображениями птиц и животных, где
сохранились следы росписи золотом.
Представляет интерес также группа глиняных неполивных
сосудов, художественно обработанных рельефным штампованным и резным орнаментом,
по большей части растительным, иногда в сочетании с изображением птиц и
животных. Некоторые из этих сосудов имеют штампованный орнамент в сочетании с
частичной бирюзовой росписью. Большая часть вышеотмеченных образцов
художественной керамики зародилась в Золотой Орде в поволжских городах,
особенно в Сараях, под воздействием Ургенча, откуда на Волгу золотоордынские
власти перевели большое количество мастеров, главным образом керамистов.
Ките уже отмечалось, что сами татары не принесли с
собой никаких традиций в области ремесленной промышленности, — все, что в
этой области производилось, было делом рук покоренных народов, их
ремесленников, по большей части насильно переведенных в поволжские города,
особенно в Сарай Бату и Сарай Берке.
|