На горе
Маковце
После 1408 года в течение четырнадцати лет письменные
источники, во всяком случае известные сейчас в науке, молчат о Рублеве и его
работах. Проходили неведомые для биографа художника десятые годы XV столетия.
Возможно, что и в это время заказы и приглашения на «подписание» храмов требовали
более или менее длительного отсутствия Рублева в Андроникове монастыре. Уходили
Андрей с Даниилом, сопровождаемые помощниками и учениками, ранней весной, чтобы
к началу зимы вновь возвратиться в обитель, на обжитое привычное место, в свои
деревянные избы-кельи.
Как жил в это время Андрей в монастыре, какой вклад
вносил в общежительство, где ничего у него не было своего? Не по подобию ли
дальнего своего предшественника, киевского инока-иконописца Алимпия, о котором
он хорошо знал из книг? Родоначальник русского иконописания, как гласит его
жизнеописание в Киевском Патерике, отличался полным бескорыстием, он вступил на
этот путь, «художеству изучися собрания ради не богатства, но добродетелей».
Алимпий безвозмездно трудился для своих собратьев, «изобразуя иконы игумену же
и братии, ничто же за труд свой взимая». Любил он также поновлять старые
образа, просил приносить их себе, «да видевше в коей церкви обветшавшие иконы,
возвестят ему».
Полученные за внешние заказы деньги равномерно
распределялись им на покупку потребного для работы, помощь нуждающимся людям и
на нужды монастыря, в котором он жил. Когда у художника не хватало денег, чтобы
заплатить за дорогие материалы для своего искусства — золото, редкие краски, тонкие
кисти, — то он расплачивался собственными работами, «иконами отдаваше».
Так или приблизительно так складывались отношения
Рублева с монастырем и заказчиками, с той, быть может, разницей, что все
заработанное отдавалось им обители, которая сама брала на себя заботы и расходы
«на нужды иконам» и стенным росписям. Вклады эти, несомненно, были очень
значительны. И Андрей и Даниил давали монастырю не меньше, чем большая книгописная
мастерская, которая тоже, очевидно, получала заказы на книги извне. Вклад их
был несравненно большим, чем простых монахов, занятых сельскими работами,
огородничеством, разведением скота и прочим. Хорошо оплачиваемые заказы на
произведения искусства давали возможность братии не только пропитаться и
одеться, но и позволяли вести строительные работы, поддерживать церкви,
пополнять их убранство. Это было тем более важно, что Спасо-Андроников
монастырь, не имея значительных укреплений, подвергался разорению от татарских
набегов. Вероятно, он сильно пострадал и при последнем нашествии — осенью 1408
года.
Ничего не известно о тогдашних работах Андрея —
писании икон, фресок, но те же летописи дают возможность предполагать, какие
заказы он мог получать как самый выдающийся московский художник.
В 1411 году произошло на Москве событие, которое было
воспринято как значительное Великокняжеская семья должна была
породниться с византийским императорским домом. Внучка Дмитрия Донского, княжна
Анна Васильевна, выходила замуж за Иоанна Палеолога, сына и наследника
императора Мануила: «Князь великы Василий Дмитриевич отдасть дщерь свою Анну в
Царь-град за церевича Ивана Мануиловича».
Торжественны были проводы невесты, в ее роскошное
приданое, несомненно, входили как родительское благословение иконы. Среди них
могли быть старинные, дедовское наследие. Но нельзя исключить, что заказывали и
новые. Кто может поручиться, что среди них не было и рублевского письма? Скорее
наоборот — лучший мастер того времени, он, по крайней мере, уже два раза
принимал участие в ответственнейших работах по заказу великого князя, отца
невесты. Возможность, что иконы Рублева попали в Византию, не только не
исключена, но более чем вероятна.
В том же 1411 году окончательно восстановлен, после
Едигеева разорения, Троице-Сергиев монастырь. Над могилой Сергия вновь возвели
просторный деревянный собор. И здесь требовались художники.
В 1412 году в двух поприщах от столицы, на левом
берегу Москвы-реки была построена белокаменная церковь Благовещенья на
Дорогомилове. Пригородная эта местность, которая получила название, должно
быть, за красоту и удобство расположения, принадлежала ростовской епископии.
Здесь находилось подворье — представительство тамошних владык при московском
митрополите.
Конечно, иконы здесь могли писать ростовские
художники. Но не исключено, что их заказывали москвичам. Возможна и работа
совместной московско-ростовской дружины. Такие содружества мастеров из разных
городов в XV веке известны. Вполне вероятно, хотя это и не отмечено в
сохранившихся письменных источниках, какое-то участие в создании иконостаса и
росписей дорогомиловской Благовещенской церкви андрониковских художников Андрея
и Даниила.
Под 1413 годом летописец подробно опишет событие,
которое не могло не привлечь внимания Рублева. Оно произошло в пятнадцати
поприщах от подмосковного города Можайска, в отчине князя Андрея Дмитриевича, в
селе на реке Колочи. Один бедный крестьянин, «некий человек земледелец прост,
поселянин и убог сый» именем Лука бродил по лесу неподалеку от своего жилища и увидел
стоявшую в расселине дерева небольшую икону — складень с двумя «затворцами»,
«на ней же написан образ пресвятыя Богородицы». На боковых створках —
«затворцах» — изображены были на одном пророк Илья, а на другом Никола. Такие
найденные, или, как их называли в те времена, явленные, иконы очень чтились. От
них чаяли чудес и исцелений. Икону, названную по месту обретения Колоцкой,
торжественно перенесли в Можайск, а оттуда в Москву, Здесь ее встречал крестным
ходом весь город: встретят ея со кресты митрополит и епископы и весь
священнический чин, тако же князи и княгини с детьми и бояре и вельможи и все
православное христианское множество чудес ради бываемых от нея…»
|