Скорее всего начать ему пришлось с «Благовещения». Оно
и в иконостасе будет помещено первым, в начале праздничного ряда — это
изображение весеннего мартовского праздника. Март, по старому русскому
календарю, который еще кое-где помнили в XV веке, — первый месяц года. Он
считался и первым месяцем творения. Утверждалось, что земля и воды, небесная
твердь, растения и звери и первый человек на земле начали свое бытие в марте. И
тогда же, в марте, произошло Благовещение деве Марии о рождении от нее
спасителя мира. Десятки раз с детства слышал Андрей это повествование. С
детства знакомые ему ощущения — запах тающего снега, серое, теплое утро и среди
скорбных дней поста радостное пение, голубой дым от ладана, сотни горящих
свечей и медленно, нараспев возвещаемые дьяконом посреди церкви слова.
Эту евангельскую сцену он и писал теперь по золотому
фону, как писали ее с древнейших времен. Римские катакомбы Присциллы, где
находится сейчас самое старое из сохранившихся изображение вестника,
коленопреклоненного перед девой Марией, археологи датируют вторым веком нашей
эры.
Когда рублевская икона будет закончена и придут взглянуть
на нее, оценить, высказать свое мнение старшие мастера, то увидят ее, новую,
сверкающую под свежей непросохшей олифой… Архангел в движении, с приподнятыми
крыльями, с подвижными складками одежд, с благословляющей рукой, протянутой в
сторону Марии. Он смотрит на нее долгим глубоким взором. Мария как будто не
видит Гавриила, она опустила голову, размышляет. В руках — алая нить пряжи,
необыкновенная весть застает ее за работой. Легкие формы палат, полукруглые
своды на стройных колоннах. Алое полотнище, ниспадающее с палат, пронзает луч
света с парящим голубем в круглой сфере — образ духа, неземной энергии,
ниспосланной Марии. Свободное, воздушное пространство; тонкое и чистое звучание
вишнево-коричневого, красного, разных зеленых, от нежного и прозрачного, сквозящего
легкой желтизной, до густого, глубокого. Золотистые охры, вспышки белил, ровный
свет золота, киноварь надписи.
Потом Андреем будет написано и помещено рядом
«Рождество Христово» — икона праздника, в котором вспоминалось о рождении
младенца Иисуса в пещере на склоне холма, ночью, в пути…
Издревле празднование Рождества на Руси начиналось в
ночь на 25 декабря. В навечерие праздника, когда догорал в морозном воздухе
ранний зимний закат и розовый свет на снегах становился все холодней и холодней
и как-то совсем незаметно синел, из домов, оставя предпраздничные
приготовления, выходили люди и смотрели на темнеющее небо, ожидая первой,
рождественской звезды. В этот день до звезды не полагалось ничего есть, а
вечером еда была не очень сытной, но особой и долгожданной — распаренные в воде
хлебные зерна с сушеными ягодами. Называлась она сочивом, а весь день предпразднества
— Сочельником.
Наступала ночь Рождества, отступало время, и в
празднике его преодоления по засыпанной снегами Руси — всякий человек, стар и
млад, готовился стать участником встречи на земле рождающегося младенца. В этот
вечер по сельским и городским улицам зачинались первые рождественские песни — колядки.
Их пение в древности было распространено по всей Руси. От XVII века дошли
первые записи северорусских колядок, но сами песнопения восходят к глубокой
древности. Колядки воспевают прошлое так, как будто оно совершается сегодня, в
эту ночь, а сами поющие — свидетели и участники событий. Русские дети под
лунным светом Сочельника, поскрипывая морозным снегом по подоконьям, беседовали
в колядках с пастухами, идущими поклониться новорожденному Спасителю мира.
Рождество изображали художники, жившие, по крайней
мере, за 1100 лет до Рублева. По свидетельству историка Евсевия Кесарийского
(III–IV вв.), не позднее 330-х годов по приказу императора Константина в
Вифлееме была выстроена церковь Рождества, где, несомненно, была икона этого
праздника. Древнейшие изображения Рождества дошли до наших дней на серебряных ампулах,
в которые наливалось освященное в Палестине масло. Они относятся к V–VII векам.
Более тысячелетия складывалась, развивалась эта иконография, прежде чем обрела
тот вид, в каком писали ее предшественники Рублева и он сам следом за ними.
Рублевская икона «Рождество» из Благовещенского собора
охватывает большие пространства, действие происходит на Земле. Горки-лещадки
при входе в пещеру, мягкие холмистые округлости внизу иконы, разбросанные то
тут, то там небольшие деревья и кусты — все это образ земного пространства, по
которому долго скачут за таинственной, движущейся по небу звездой к месту
Рождества, к Вифлеему мудрецы Востока — волхвы (они изображены в верхнем левом
углу иконы). Это и вершины, с которых слышится пастухам пение ангелов. И ту
часть пути по земле, который проделали извещенные чудным ангельским пением
пастухи, тоже изображают эти поросшие лесом горки и всхолмления.
|