Владимирские
росписи
На краткий срок, всего на два года после работ в
Благовещенской кремлевской церкви, имя Рублева выпадает из поля внимания
летописцев. Андрей вернулся в Андроников монастырь. Отсюда, с прибрежного холма
над Яузой, как на ладони видно было за лугами, посадами и первым земляным валом
города место былых его трудов, главы столь хорошо знакомых соборов, поднимающиеся
над белокаменными стенами. В эти два года на Москве не велось каких-либо
значительных художественных работ, которые были бы достойны упоминания в
летописи. Где-то между 1405–1408 годами исчез с московского горизонта Феофан
Грек. После летописного известия 1405 года сведения о нем обрываются. То ли
Феофан вернулся на родину и там в безвестности доживал последние дни, то ли по
старости — ему к этому времени было что-то около семидесяти пяти лет — не мог
уже работать и, возможно, скончался в Москве.
Рублев жил в пригородном своем монастыре, вновь
возвратясь в мерный, тихий здешний быт.
Ранними утрами, перед рассветом тьма окутывает
бревенчатые стены ограды, избы-кельи, деревянный собор, высящийся темной,
трудноразличимой громадой посреди монастырского двора. Лишь над одной поодаль
стоящей поварней вьется заметно белеющий на фоне темного неба дымок, да в
оконце виден неяркий свет. Там два-три человека из братии с ночи трудятся, месят
и выпекают в большой печи хлебы. У ворот дремлет в малой кельице
монах-привратник. В долине Яузы и дальше по Москве-реке стелется туман.
Холодная роса на траве меж кельями. Пахнет дровами, дымом, ржаным хлебом.
Чуткий покой. С первыми лучами солнца, как блеснет оно жарко из-за алтаря
собора, позолотит старое дерево построек, чередной монах-будильщик ударяет колотушкой
в деревянное било, поднимает братию. Бодрое и быстрое пение звучит вскоре в
залитом лучами солнца храме, прогоняет остатки сна.
Начинался день, строгое последование молитв, чтения,
трудов. Менялись, чередовались, чтобы вновь возвратиться, времена года. В
суровые зимы по самые оконницы келий насыпало снегу. Весной на припеке, с
приречного холма сбегали к реке первые ручьи. А за летними, самыми страдными,
трудовыми для художников месяцами наступала ясная осень — время завершения
трудов. Потом долгие осенние дожди стучали в тесовые крыши келий, шумели по
ночам ветры. И первый снег, и вновь все сначала, неотменно, своею чередой.
Каждый день, из года в год на иноков, собиравшихся в
монастырский собор, строго и внимательно смотрел «Нерукотворный Спас» —
греческая икона. Привезена была она, как рассказывали старые монахи, из
Цареграда — византийской столицы — самим митрополитом Алексеем, создателем обители.
Андрей знал это предание. Наверное, пришлось услышать его в самый первый год,
как попал он в Спасский монастырь. Случилась эта история более сорока лет тому
назад. Сказывали с разными подробностями, один так, а другой несколько
по-иному, кто как слышал и понял, а общее выходило одно. Ездил старый митрополит,
теперь давно уже покойный, по церковным делам к константинопольскому патриарху.
Перед тем как возвратиться назад, заказал у тамошнего мастера икону —
Нерукотворный образ. А на обратном пути, когда плыли морем, корабль попал в
страшную бурю. И была мгла и бездонная пучина под утлым парусным суденышком.
Сорвало бурей паруса, рухнула мачта, и поломало руль…
Тем из слушавших, кому не приходилось плавать в своей
жизни «морем мятущимся», представлялась эта картина по иконным изображениям
святого Николы: пучина, корабль без ветрил, сбившиеся в тесную толщ беспомощные
и испуганные корабельщики.
Та же беда случилась с митрополитом и его путниками.
На корабле Алексей перед иконой Спаса дал обещание поставить монастырь в честь
того святого или праздника, который придется на день, когда нога его ступит на
твердую землю. Буря утихла, а через несколько дней корабль пристал к берегу. И
случилось это как раз 16 августа, на день празднования Нерукотворного образа Спаса.
Около 1360 года митрополит начал устроение монастыря и упросил Сергия дать в
игумены ученика своего Андроника. Отсюда и «пошла есть» Спасо-Андроникова
обитель. Не один год потребовался, чтобы отстроить монастырские здания.
Загородный монастырь не имел мощных укреплений, наверное, сильно пострадал в
1368 году, в Ольгердово нашестие. Лишь постепенно обитель устраивается,
становится на ноги. Только к 1377 году — эта запись уцелела в Холмогорской
летописи — «нача збыватися Андроников монастырь».
То были начальные предания молодого еще монастыря.
Многие здесь помнили первого игумена. Был он, по воспоминаниям, очень скромным,
«смирным сердцем», больше всего любил безмолвие, отличался редким трудолюбием.
При Андронике установился общежительный устав, то самое
«житие красно и добро», когда не полагалось «никому отнюдь ничто же держати,
ниже своим звати, но все обща имети».
|