Действительно, Рублев начал писать нечто непохожее на
прежнее, когда легли на сверкающую белизну левкаса первые очертания, хотя
первооснова, конечно, была той же, что и у других художников, предшествующих и
современных.
…С тех пор как стал разуметь слово, знал Рублев этот
рассказ. Приобщившись к книжному учению, множество раз прочитывал его в особых
сборниках — «Паремийниках», которые предназначались и для церковного и для
домашнего обихода. То были отдельные главы, отрывки из Библии, располагавшиеся
в порядке календарных чтений. Существовал в его время и полный перевод книги
Бытия, в которой помещалось это повествование. С редкими подробностями, которых
не встретишь в самом Писании, о нем можно было узнать и еще в одной книге.
Называлась она Палея, от греческого слова «ветхий», «древний». То был пересказ
библейских событий, иногда с толкованиями, примечаниями русских книжников. Эти
русские дополнения под названием «обличения на жидовина» толковали «ветхое» в
духе «новом», христианском. Издавна Палею читали, во многом по ней созидали
свои воззрения на ветхозаветные «сени и образы». Водилась Палея и по
монастырским и мирским книжницам. И здесь, у Троицы, если перебрать по коробам
хранимые рукописи, возможно, найдешь хотя бы один ее список. И
немалое число встречающихся по старым «отеческим» книгам разъяснений кратких
библейских строк хорошо знал Андреи. Множество столетий человеческая мысль
прикована была к этому, казалось бы, ничем не выделяющемуся из множества других
древних преданий рассказу…
Жил старый кочевник Авраам, и давно было ему дано
обетование, что станет он родоначальником целого народа. Проходили годы,
состарились и он и его жена, и уже по законам естества не могло быть у них
потомства. И вот однажды, когда сидел он на пороге своего дома в Мамврийской
дубраве, в полуденный зной явился ему сам бог. Невидимое, непостижимое, не
имеющее образа божество, для общения с человеком принявшее вид трех путников.
Издревле христианское искусство изображало это
таинственное явление. Три мужа в одеждах путников с посохами
подошли к шатру гостеприимного старца. Он пригласил их за трапезу. Жена месит
муку, чтобы испечь хлебы, слуга-отрок закалывает тельца. Хозяева подают к столу
угощение.
По-домашнему обыденно изображается событие, но
необыкновенен, удивителен его смысл. Три мужа явились, чтобы принести огромной
важности весть. Они изображены с крыльями, в виде ангелов (слово «ангел»
по-гречески значит «вестник»). И весть эта о «завете», договоре бога и
человека…
Рублеву ведомо было множество толкований в письменности,
но все они сводились к двум основным пониманиям. Согласно первому — это явление
в ангельском виде самого бога, которого сопровождают два служащих ему ангела.
Издавна и искусство знало, по-своему отражало и воплощало такое понимание,
подчеркивало, что не равны достоинством видимые на изображениях ангелы. Поэтому
художники выделяли среднего из них. Андрей знал, что так писали и пишут иногда
по сие время. И Феофан Грек с его учениками предпочитал такое понимание.
Средний ангел у них больших, чем другие., размеров, отличен величием и силой
всего своего облика. В нимбе, что окружает его голову, знаки — три греческие
буквы, говорящие всем, кто смотрит на изображение: «Это само божество,
бог-сын». Ангелы слева и справа от среднего занимают в таких изображениях
подчиненное положение, лишь соприсутствуют среднему, находясь под сенью широко
распростертых мощных его крыл. Это слуги, исполнители высшей воли.
Но было и другое толкование смысла ангельской троицы.
Оно оставляло простор для размышления, для осмысления его как тайны, до конца
непостижимой, бесконечно глубокой… Тут Андрею вспомнилось многое. И творения
древних «отцов». И то, как понимали этот смысл здесь, в монастыре, который
посвящен был Сергием Троице. Наконец, такое понимание присутствовало во
множестве, песнопений в честь Троицы, которые инок Андрей слышал часто в стенах
своей обители. В них утверждалась мысль, что в образах трех ангелов была явлена
миру тайна троического божественного единства — «Троица единосущная и
нераздельная».
За многие столетия и до него, старца Андрея, изображая
тот же сюжет, художники нередко принимали это толкование — о явлении в
ангельском виде трех ипостасей (лиц) единого бога.
Но, изображая этих ангелов, смотрели на них как бы
глазами ветхозаветного старца. Правда, иногда старались намекнуть на их
единство, нераздельность одинаковыми положениями фигур, точной повторенностъю
одежды, жестов, выражений лиц. Иной раз и надписывали над головами ангелов
слова, поясняли: «Отец», «Сын», «Святой Дух». И все же это были скорее лишь иллюстрации
описанного в Библии события. Они изображали внешнее действие в его бытовых
подробностях, а не смысл, не идею.
Андрей Рублев явит себя в «Троице» выдающимся
мыслителем, «всех превосходящих в мудрости», человеком высокой культуры. Икона,
которую он сейчас создавал, окажется безграничной и многогранной по содержанию.
Ее поймут и примут как заветно близкое и его современники, а затем и многие поколения
людей.
Нетрудно было понять по книгам, как мыслило себе это
учение самораскрытие триединства людям.
…Три лица, или три ипостаси, но бог един — как
вместить эту тайну человеческому сознанию? Это так же трудно, как постигнуть
идею о бесконечности пространства или вечности времени. Единое в трех лицах, и
нераздельных и неслиянных?.. И как знак этой тайны — невозможное для разума
равенство между двумя числами — единицей и тремя.
|