Авторитет Филиппа среди духовенства, боярства, а
также, вероятно, и других слоев населения был весьма высок. В повседневной
жизни он был безупречен с точки зрения христианской морали. Беспричинная
расправа с ним могла привести к нежелательным для царя последствиям. Поэтому
Иван IV решил избавиться от неугодного митрополита более «законным» путем.
Осенью 1568 г. он направил в Соловецкий монастырь своего рода «следственную комиссию»
в составе суздальского епископа Пафнутия (личного врага митрополита Филиппа),
архимандрита московского Спасо-Андроникова монастыря Феодосия, боярина
Василия Темкина и дьяка Дмитрия Пивова. Посланные вскоре вернулись, доставив
царю «доказательства» недостойного поведения Филиппа на посту соловецкого
игумена. В качестве свидетелей в Москву были привезены преемник Филиппа игумен
Паисий и некоторые монахи, согласившиеся давать нужные следователям показания.
В начале ноября 1568 г. в Москве состоялся суд над
Филиппом. Митрополит не унизился до оправданий и заявил, что готов немедленно
сложить с себя сан и покинуть кафедру. Однако дело зашло уже слишком далеко, и
выйти из игры, сохранив жизнь и свободу, оказалось невозможным. Памятливый на
обиды царь решил поиздеваться над Филиппом, насладиться его унижением. Он
велел ему выслушать все обвинения и исполнять обязанности митрополита до
окончания суда и соборного приговора. Выполняя волю грозного царя, церковный
собор признал Филиппа виновным в «скаредных делах».
8 ноября 1568 г. опричники во главе с Алексеем
Басмановым схватили Филиппа во время богослужения в Успенском соборе, сорвали
с него митрополичье облачение и в одежде простого монаха, на дровнях отвезли в
московский Богоявленский монастырь. Вскоре «инок Филипп» был перевезен в
соседний Никольский монастырь, где также содержался под строгим надзором.
Падение Филиппа повлекло за собой новую волну
репрессий. По своему обыкновению царь расправился со всей родней и близкими
опального. За «гордыню» митрополита поплатились клирики и светские лица из его
свиты, а также около десятка представителей Рода Колычевых. Голову одного из
них Иван распорядился бросить в мешок и отослать в келью, где содержался
Филипп.
Когда царский гнев несколько поостыл, он велел увезти
Филиппа из Москвы и поместить в тверском Успенском Отроче монастыре. Однако
Иван не забыл строптивого иерарха. В конце 1569 г., когда опричное войско во
главе с самим царем остановилось в Твери по дороге на Новгород, он приказал
Малюте Скуратову расправиться с бывшим митрополитом. 23 декабря 1569 г.,
выполняя царскую волю, Малюта «возглавием» (то есть подушкой) задушил Филиппа в
его келье.
Неуравновешенный, склонный к покаянию, царь, кажется,
вскоре стал сожалеть о расправе с митрополитом. В начале 70-х годов он
уничтожил многих людей, причастных к «делу Филиппа». Уже в 1571 г. был казнен
глава «следственной комиссии» опричный боярин В. Темкин. Тогда же исчез с политической
сцены дьяк Д. Пивов.
После расправы с Филиппом высшие иерархи почувствовали
непреодолимый страх перед царем. Впрочем, Грозный не забывал и о другой стороне
дела: жестоко расправляясь с непокорными иерархами, он одновременно давал
богатые вклады в крупные монастыри, избегал прямых посягательств на земельные
владения церкви. Политика «кнута и пряника», которую проводил царь по
отношению к высшему духовенству, стала приносить свои плоды. По свидетельству
исследователя внутренней политики Ивана IV П. А. Садикова, «митрополиты: Кирилл
(1568—1572 гг.), Антоний (1572—1581 гг.), бывший архиепископ полоцкий, и
Дионисий (1581—1586 гг.),— из новгородского Хутынского монастыря, — ничем не
проявили себя в отношении опричнины и всего «домового обихода» Ивана, покорно
исполняя его волю и не протестуя против эксцессов, которым подвергалось
духовенство в некоторых случаях; они милостиво разрешали Грозному в его личной
жизни самые грубые нарушения церковных догм в вопросе о браке. Пассивен был в
массе и митрополичий совет, «Освященный собор», состоявший из высших
представителей черного духовенства».
Во времена Грозного уже не слышно было о просветленных
молчанием и «умной молитвой» лесных отшельниках— бесстрашных обличителях несправедливости
и жестокостей мира. Царь превращает монастыри в своего рода тюрьмы, где
постригаются опальные бояре. Это ускорило внутреннее разложение иноческого
«братства», проникновение в монастырь мирских пороков и «соблазнов». Невольные
иноки — вчерашние бояре — устраивались в монастырях с привычными удобствами,
держали собственный стол и прислугу, кормили и поили у себя в кельях монастырских
«соборных старцев».
Иван IV писал инокам Кирилло-Белозерского монастыря:
«Ныне бояре разрушили порядок во всех монастырях своими пороками... Иссякло в
Троице-Сергиевом монастыре благочестие — и монастырь оскудел: никто у них не постригается
и никто им ничего не дает. А в Сторожевском монастыре до чего допились? Некому
и затворить монастырь, на трапезе трава растет».
Раздраженный теми почестями и льготами, которыми
пользовались в Кирилловом монастыре опальные бояре Шереметев, Хабаров, Собакин
и другие, царь гневно вопрошал иноков: «Хорошо ли, чтобы в Кирилловом монастыре
завелись такие порядки, которые заводил митрополит Иоасаф, пировавший в
Троицком монастыре с клирошанами, или Мисаил Сукин, живший в Никитском и других
монастырях, как вельможа?»
Впрочем, подкупленные богатыми «милостынями»
монастырские власти были снисходительны не только к опальным боярам, «о даже и
к самым «богомерзким», кровавым царским опричникам. Так, например, в
Иосифо-Волоцком монастыре молились «за упокой души» Малюты Скуратова и всей его
родни. Домочадцы царского палача регулярно устраивали для братии обильные «корма».
В целом же церковь не нашла в себе сил для того, чтобы
остановить кровавый произвол Ивана Грозного. Изо всех разрядов «церковных
людей» лишь городские юродивые порой отваживались спорить с Дарем, упрекать
его за жестокости, призывать к покаянию и милосердию. Бедные как церковные мыши
и бесстрашные как библейские пророки, они были окружены стеной суеверного
почтения, сильны молчаливой поддержкой городской «черни». Перед этими
безоружными противниками случалось отступать и самому всесильному царю.
|