Пришел народ неведомый
«Того же лета явишася языци, их же никто же добре ясно
не весть, кто суть, и отколе изидоша... И зовут их татары...»
Лаврентьевская летопись, 1223 г
К началу XIII в. христианство прочно утвердилось в
городах, настойчиво прокладывало себе дорогу в сельскую местность, где все еще
процветали языческие традиции и обряды. Русская православная церковь
представляла собой в это время могущественную разветвленную организацию, во
главе которой стоял митрополит Киевский. Как же был устроен, по каким законам
действовал этот огромный социальный организм?
Среди нескольких десятков «митрополий» —
церковно-административных областей, находившихся под началом константинопольского
патриарха, — русская митрополия была самой обширной и многолюдной. Население
Руси составляло тогда около 5 миллионов человек. По свидетельствам
современников, Русь была «страной городов». Мастерство ее ремесленников,
богатство вельмож, мужество воинов были известны по всей Европе. Византийский
император и константинопольский патриарх очень дорожили своим правом назначать
митрополита — главу русской церкви. Они тщательно подбирали кандидатов на этот
ответственный пост из числа наиболее ловких и проницательных придворных
клириков. Митрополит помимо своей церковной деятельности представлял и
отстаивал на Руси интересы византийской дипломатии. Империя хотела, чтобы Русь
принимала на себя удары кочевников, отвлекала их от границ «ромейской державы»,
чтобы русские князья не помышляли о набегах на Византию, твёрдо хранили православие
и почаще жертвовали «на ремонт храмов» Константинополя.
Митрополит Киевский обладал огромной властью над
священнослужителями. Он утверждал кандидатов на епископские кафедры, совершая
при этом особый обряд «поставления в сан». Он мог запретить провинившемуся
епископу продолжать службу и, созвав поместный собор, лишить его сана. Митрополит
также имел право отменять решения епископского суда. Перед ним трепетали
рядовые священники и монахи.
Глава церковной иерархии имел сильные средства и для
воздействия на светских феодалов. В период обострения междукняжеской борьбы в
XIV—XV вв. митрополиты широко пользовались таким грозным оружием, как отлучение
от церкви. Многие могущественные князья вынуждены были смириться под угрозой
митрополичьего проклятья, которое в те времена было равносильно политической
смерти. Случалось, митрополит отлучал от церкви целые города, правители
которых не соглашались исполнить его требования. Тогда закрывались все
городские церкви и перепуганные жители устремлялись к княжескому двору,
требуя срочно примириться со «святителем».
К концу 30-х годов XIII в. на Руси, по данным
летописей, известно 16 церковно-административных областей — епархий. В Южной
Руси действовали Белгородская, Юрьевская, Переяславская и Черниговская
епархии, в Юго-Западной — Галицкая, Владимир-Волынская, Перемышльская,
Угровская (Холмская), Туровская. На территории Руси существовали также
Новгородская, Полоцкая, Ростовская, Смоленская, Владимирская и Рязанская
епархии. Митрополит имел собственную епархию с центром в Киеве. Епископы
управляли своими епархиями с помощью целого штата чиновников — наместников, клирошан,
десятильников. Подобно князьям и боярам митрополит и епископы строили богатые
дворцы, окружали себя многочисленной свитой.
Князья и бояре стремились провести на епископскую
кафедру своего кандидата, подкрепляя свои просьбы дарами или угрозами. Иногда
они «через голову» митрополита
обращались к константинопольскому патриарху. Некоторые
могущественные русские князья пытались добиться самостоятельности киевской
митрополии, выставляли своих собственных кандидатов на пост главы русской
церковной иерархии. Однако всякий раз их попытки порвать с константинопольской
патриархией оканчивались неудачей. Главным препятствием на этом пути было
сопротивление высших иерархов русской церкви, не желавших терять
покровительства патриарха, боявшихся остаться «один на один» с княжеской
властью. Были и другие причины. Правители Руси понимали, что церковное единство
с Византией имеет свои преимущества. Оно упрочивало позицию страны среди
христианских народов, облегчало торговлю и культурные связи с Византией,
способствовало укреплению авторитета церкви в глазах населения самой Руси.
Случалось, что епископ вступал в спор со своим князем.
В таких случаях князь обычно обращался за помощью к митрополиту. Весьма
показательна в этом отношении трагическая история владимирского епископа
Феодора. Получив кафедру благодаря поддержке князя Андрея Боголюбского
(1157—1174), Феодор, выходец из киевской боярской семьи, не
захотел быть послушным инструментом в руках князя и вскоре поссорился с ним.
Тогда князь отправил епископа в Киев, на суд к митрополиту. Давно ненавидевший
Феодора митрополит Константин расправился с ним со средневековой жестокостью:
низложенному владыке урезали язык и отрубили правую руку.
Самой мелкой административной единицей церковной
организации был «приход» — городской или сельский округ, жители которого
считались «прихожанами» (посетителями) одного храма. Этот храм, находившийся
обычно в центре прихода, обслуживали несколько лиц, вместе именовавшихся «причтом».
Наиболее типичным для города был приходской храм, причт которого состоял из
двух «священнослужителей»— священника и дьякона — и трех «церковнослужителей»—
дьячка (псаломщика), пономаря и просвирни. Сельские храмы обычно имели только
священника, дьякона и дьячка.
Как и многие другие профессии, «служение у престола
господня» в средневековой Руси было наследственным. Никаких школ, где готовили
бы священнослужителей, не существовало. Необходимые знания будущие священники
и дьяконы получали от своих отцов. И те и другие приступали к исполнению своих
обязанностей лишь после обряда «посвящения в сан», который мог совершать только
епископ. Прежде чем совершить этот обряд, «владыка» или его доверенные лица
экзаменовали соискателей.
«Священнослужители» совершали различные церковные
службы, причем дьякон выступал в роли помощника «иерея», как именовался
по-гречески священник. Слово «дьякон» в переводе с греческого и означает «помощник».
Именно приходское духовенство вело повседневную
пропаганду идей христианства среди населения. Однако по своему социальному
положению оно мало чем отличалось от крестьян и ремесленников. Это была, по
выражению Ф. Энгельса, «плебейская часть духовенства».
Древнерусские письменные источники почти ничего не сообщают об образе жизни,
настроениях приходского духовенства. Летописи, актовый материал освещают
деятельность лишь «князей церкви» — митрополитов, епископов, настоятелей
крупных монастырей. В результате из поля зрения историка выпадает значительный
слой древнерусского общества. По современным подсчетам, на Руси в XI— XIII вв.
действовало около 10 тысяч городских и сельских храмов, включая так называемые
«домовые церкви», которые устраивались прямо в хоромах знатных людей.
Эти храмы обслуживало около 40 тысяч «причетников».
Церковная служба представляла собой сложный,
формировавшийся на протяжении нескольких столетий комплекс ритуальных
движений, песнопений, чтений и возгласов. Главная цель церковной службы —
отвлечь человека от житейских забот, увести в мир христианских образов, внушить
чувство смирения со своей земной долей.
Глубокое эмоциональное воздействие произведений
искусства — росписей, икон, драгоценных тканей, ювелирных изделий — многократно
усиливало впечатление, производимое церковной службой.
Церковные догматы и представления воплощались даже во
внешнем облике храма. Одна глава символизировала Христа, три — догмат о
троице, пять — Христа и четырех евангелистов. Храмы обычно ставили на высоких
местах. Их архитектурные формы были устремлены ввысь, подобно молитве, обращенной
к богу. Уже издалека, глядя на храм, верующий должен был готовить себя к
восприятию церковной службы.
|