С беспощадной яркостью рисует Серапион события
недавнего прошлого. Бог «навел на нас народ безжалостный, народ лютый, народ,
не щадящий красоты юных, немощи старых, младенчества детей... Кровь отцов и
братьев наших, будто вода в изобилье, насытила землю, сила наших князей и воевод
исчезла, воины наши, страха исполнясь, бежали, множество братий и чад наших в
плен увели; многие города опустели, поля наши сорной травой поросли, и величие
наше унизилось, великолепие наше сгинуло, богатство наше стало добычей врага».
Он обличает тех, кто и в час всеобщей скорби остается
предан злу и корысти. «Даже язычники, божьего слова не зная, не убивают
единоверцев своих, не грабят, не обвиняют, не клевещут, не крадут, не зарятся
на чужое... Мы же считаем себя православными, во имя божье крещенными и,
заповедь божью зная, неправды всегда преисполнены, и зависти, и немилосердья:
братий своих мы грабим и убиваем, язычникам их продаем; доносами, завистью,
если бы можно, так съели б друг друга, — но бог охраняет! Вельможа или простой
человек — каждый добычи желает, ищет, как бы обидеть кого. Окаянный, кого
поедаешь?! не такого ли человека, как ты сам?».
Путь к нравственному возрождению Серапион видит
прежде всего в покаянии и очищении от злых помыслов. «Любите друг друга,
милость имейте ко всякому человеку... Не возгордитесь, не воздайте злом на
зло».
По свидетельству летописца, Серапион был «зело
учителен». Вероятно, существовали десятки его церковно-публицистических
произведений. Однако беспощадное время сохранило лишь пять «слов» владимирского
проповедника, каждое из которых стало украшением древнерусской литературы.
Большой интерес представляет загадочная фигура
митрополита Кирилла П. К сожалению, письменные источники содержат до крайности
мало сведений о людях и событиях второй половины XIII в. Можно лишь в самых
общих чертах проследить биографию этого крупного церковного и государственного
деятеля древней Руси. Прожив долгую жизнь, Кирилл был
свидетелем величайших потрясений в истории страны. Он был близко знаком со
многими знаменитыми людьми своего времени. В 40-е годы XIII в. Кирилл служил
могущественному и храброму князю Даниилу Галицкому в должности печатника, то
есть хранителя всей княжеской канцелярии.
В 1246 г. Даниил направил Кирилла в Малую Азию, в
Никею, где находился тогда константинопольский патриарх. Вскоре Кирилл стал
первым утвержденным патриархом митрополитом из русских. Вернувшись на родину,
он уезжает в Северо-Восточную Русь. При его содействии намечается сближение
двух оппозиционно настроенных по отношению к монголо-татарам князей — Даниила
Галицкого и великого князя владимирского Андрея Ярославича. В 1250 г. Андрей
женится на дочери Даниила. Венчание во владимирском Успенском соборе совершал
митрополит Кирилл.
Однако идея антиордынского союза русских князей была
в тот период иллюзорной. Она грозила новыми бедствиями для народа. Посланное
Батыем в 1252 г. многотысячное войско под началом Неврюя изгоняет Андрея из
Владимира. Спасаясь от погони, он уезжает в Новгород, а оттуда — за пределы
Руси, в Швецию. На великом княжении утверждается брат Андрея князь Александр
Ярославич Невский.
В эти же годы на Юго-Западе Руси Даниил Галицкий,
надеясь получить помощь против татар, ведет активные переговоры с католической
церковью и даже принимает в 1253 г. королевский венец из рук папского легата.
«Латинские» связи Даниила, по-видимому, возмущали митрополита Кирилла. Он становится
деятельным сторонником политического курса Александра Невского, основными
положениями которого были сохранение мирных отношений с Ордой и отказ от
каких-либо связей с католическим Западом.
Смерть Александра была
тяжелым ударом для митрополита. Когда в ноябре 1263 г. тело
умершего князя несли во Владимир, Кирилл со всей свитой встречал его за 5 верст
от города, а потом, на отпевании в Рождественском монастыре, обращаясь к
собравшимся, воскликнул: «Дети мои, знайте, что уже зашло солнце земли
Суздальской!»
До конца своих дней Кирилл сохраняет неприязненные
чувства по отношению к Орде. В 1267 г. хан Менгу-Темир присылает ему свой
ярлык, установивший привилегированное положение русской церкви. Однако
митрополит, насколько известно, не ездил в Сарай с дарами и поклонами. Он
враждовал с «татарскими угодниками» — ростовскими епископами. Как и его
ставленник Серапион Владимирский, Кирилл заботился о собирании духовных сил
народа. Немногие дошедшие до нас произведения Кирилла по духу и по стилю удивительно
созвучны проповедям Серапиона. Впрочем, митрополит не забывал и о собственно
церковных интересах. В 1274 г. он созвал поместный собор русской церкви. Здесь
обсуждались вопросы укрепления церковного и светского законодательства,
повышения авторитета церкви, борьбы с язычеством. Умер Кирилл 6 декабря 1280 г.
в Переяславле-Залесском, накануне открытия еще одного подготовленного им
церковного съезда. Тело его было перевезено в Киев.
Бледной тенью скользит по страницам русских летописей
преемник Кирилла митрополит Максим. Выходец из Византии, он, по-видимому, не
был при-частен к тем патриотическим настроениям, которые владели лучшей частью
русского духовенства.
На рубеже XIII—XIV вв. в политическом развитии Руси
намечаются существенные перемены. Га-лицко-Волынская, а за ней и Киевская земля
медленно, но неотвратимо попадают под власть Венгрии,. Польши и Литвы. Развитие
русской государственности продолжается главным образом на северо-востоке
страны. Здесь на смену разоренным татарами старым политическим центрам —
Владимиру, Суздалю, Переяславлю приходят новые — Тверь, Москва, Нижний
Новгород. Крепнут, вступают в период своего расцвета Новгородская феодальная
республика и ее «младший брат» Псков. Многое в будущем Руси зависело от того,
какую позицию займет высшее церковное руководство.
|