Отправленный Димитрием в Царьград для посвящения в
митрополиты, Митяй утонул на пути, а один из его спутников Пимен, составив
подложную грамоту от имени великого князя, был посвящен цареградским
патриархом, но по прибытии в Москву подвергся гневу Димитрия и был сослан в
Чухлому. Тогда великий князь пригласил в Москву Киприана и признал его
первосвятителем: это было в 1381 году. Теперь, во время нашествия татар, этот
митрополит оставался в Москве.
Киприан был чужеземцем, не мог иметь на народ такого
влияния, какое оказал бы митрополит, русский по происхождению, да и сам Киприан
был чужд национальных русских интересов и думал прежде всего о себе. Когда в
Москву дошла весть о том, что великий князь убежал, народ пришел в ужас и
смятение. Грозный враг не сегодня-завтра должен появиться, а в столице не было
ни князя, ни воевод. Одни кричали, что надобно затвориться в Кремле, другие
хотели бежать. Зазвонили во все колокола на вече. Поднялся вопль. Народ кричал:
затворять ворота и не пускать никого из города. Митрополит и бояре бросились
первые из города: их выпустили, но ограбили; а когда за ними стали убегать
другие, то ворота затворили; одни встали у ворот с рогатинами и обнаженными
саблями, угрожали бить бегущих, а другие метали на них камни со стен.
Наконец это смятение несколько утихомирил приехавший в
Москву князь Остей, Ольгердов внук. Он убедил москвичей выпустить часть народа
и затворился в Кремле с теми, кто решил остаться; бояре, купцы, суконники и
сурожане сносили в Кремль свои товары; кроме москвичей, в город набежал народ
из окрестностей: все надеялись на крепость каменных стен и спешили в Кремль со
своими пожитками; женщины с детьми толпами бежали туда же. По позднейшим
спискам летописи, сами москвичи сожгли тогда посад около Кремля.
23 августа, в понедельник, подъехали передовые
татарские конники к кремлевским стенам. Москвичи смотрели на них со стен.
«Здесь ли великий князь Димитрий?» — спрашивали татары. Им отвечали: «Нет».
Татары объехали вокруг Кремля, осматривали рвы, стены, бойницы, заборолы,
ворота. В городе благочестивые люди молились Богу, наложили на себя пост,
каялись во грехах, причащались Св. Тайн, а удалые молодцы вытаскивали из
боярских погребов меды, доставали из боярских кладовых дорогие сосуды и
напивались из них для бодрости.
«Что нам татары, — говорили они во хмелю, —
не боимся поганых; у нас город крепок, стены каменные, ворота железные. Недолго
простоят под городом! Страх на них найдет с двух сторон: из города мы их будем
бить, а сзади князья наши на них устремятся».
|