Нередко можно прочитать или услышать, что во времена
великого князя Дмитрия Ивановича русские монастыри были одновременно и военными
крепостями, всякий монах — ратником и что у стен этих обителей с утра до ночи,
перебивая звон колоколов, звучали кузни, где ковалось оружие для будущих
сражений.
Первые мощные крепости-монастыри появились на Руси два
— два с половиной века спустя. А тогда, при Дмитрии Ивановиче, о долговременной
и выгодной с военной точки зрения защите того или иного монастыря не могло быть
и речи. В лучшем случае несколько десятков человек имели возможность укрыться
внутри маленькой каменной церкви (если она еще была в монастыре, каменная-то) и
продержаться тут час, другой в ожидании подмоги из близлежащего города. И все.
Иное дело, что обитель, расположенная при дороге или
при реке в окрестностях города, могла нести дополнительную, мирскую службу в
качестве сторожа, дозорного, вестника, первым оповещающего о грядущей
опасности. Этой службой и ограничивалось, пожалуй, все военное значение наших
монастырей в XIV веке.
Но уже и тогда научились их строить с заглядом далеко
вперед. И уже тогда, в эпоху Куликовской битвы, появились у нас — по
свидетельству археологов и отчасти летописцев — первые каменные соборы в
пригородных монастырях.
О возведении Высоцкого монастыря под Серпуховом
летописи сообщают достаточно подробно. В 1374 году князь Владимир Андреевич
заложил в своей вотчине при устье реки Нары «град дубов». Военное строительство
в Серпухове было связано не только с общим укреплением окского оборонного
рубежа. Двоюродный брат Дмитрия Ивановича, до сих пор живший постоянно в Москве,
по соседству со двором великого князя, собрался теперь обосноваться более
прочно в собственной удельной столице. Он хотел превратить Серпухов из волостного
городка (который до сих пор в духовных грамотах упоминался в числе его владений
далеко не на первом месте) в город многонаселенный, с внушительным внешним
обликом. Крепость из дубовых срубов ставилась на крутобоком холме над Нарой,
верстах в двух от впадения ее в Оку. Но в это время в Занарье, ближе к устью,
уже возвышались строения Владычного монастыря с каменным собором, заложенным по
воле митрополита Алексея.
И вот на городском берегу, как раз напротив
Владычного, князь Владимир и прибывший в Серпухов по его просьбе игумен Сергий,
облюбовывают славное место для второго монастыря. Отсюда, с крутой горы, как на
ладони видны и крепость с посадом, и заречная обитель, и место впадения Нары в
Оку. Отсюда далеко проглядываются и заокские, поросшие лесами дали. Здесь, на
Высокой, Сергий и заложил первые плиты известняка в основание алтарной стены.
Два монастыря станут южными вратами в город. Конечно, и тот и другой пока не
крепости. Но, по крайней мере, они дозирают за окской речною дорогой. Их
нарядный вид привлекает в град Серпухов народ мимоезжий, да и с рязанской
стороны многие, пожалуй, притекут сюда, ища лучшей доли.
Несколькими годами позже с просьбой «да даст от ученик
своих единого на строение монастыря» обратился к Сергию великий князь Дмитрий
Иванович. Новую обитель решено было ставить в окрестностях Коломны, «на месте
именем Голутвине», у впадения Москвы-реки в Оку.
Это место по-своему, пожалуй, не менее живописно, чем
подобранное для Высоцкого монастыря в Серпухове. Мыс при устье Москвы-реки приземист,
плосок, остронос, но столько тут водного, земного и небесного раздолья, что
монастырские строения глядятся на ровном и открытом пространстве крупно, они
будто торжествуют над окрестностями, над южными речными вратами Московского
княжества. Торжествуют и придают восклицательную выразительность русской
«речной мысли», досказанной здесь до точки.
...Как-то, ознакомившись с сочинением маститого
историка XIX века, Лев Толстой записал для себя: «...читая о том, как грабили,
правили, воевали, разоряли (только об этом и речь в истории), невольно
приходишь к вопросу: что грабили и разоряли? А от этого вопроса к другому: кто
производил то, что разоряли? Кто и как кормил хлебом весь этот народ? Кто делал
парчи, сукна, платья, камки, в которых щеголяли цари и бояре? Кто ловил черных
лисиц и соболей, которыми дарили послов, кто добывал золото и железо, кто
выводил лошадей, быков, баранов, кто строил дома, дворцы, церкви, кто перевозил
товары? Кто воспитывал и рожал этих людей единого корня?..»
Ответ подразумевается. Толстого возмущало то, как мало
места в исторических описаниях уделяется делам созидания, самым разнообразным
видам человеческого труда, поистине общенародным усилиям, постоянно, из века в
век обеспечивающим новый запас жизнестойкости национальной и государственной.
Слова Толстого целиком могут быть отнесены и к
русскому XIV веку.
Энергия созидания распространяется вовне, но вновь и
вновь заряжает самого созидающего. Щедро отданная, она отраженно приходит
назад, к своему источнику. И тогда дух начинает прирастать быстро, хотя и
незримо, гораздо быстрее, чем строятся стены, чем происходит приращение вещей.
В семидесятые годы XIV века исходящая от Москвы
энергия домостроительства стала получать мощный духовный отклик из самых разных
пределов Русской земли. Особое творческое рвение проявило тогда
Нижегородско-Суздальское княжество.
И это понятно. Тут было много от ревности, от
соревновательного пыла, усилиями обеих сторон счастливо переключенного из
области политического соперничества в круг нравственно-хозяйственных забот.
Почин положил сам митрополит Алексей еще в 1370 году, когда он посетил Нижний
Новгород и основал здесь новый, Благовещенский монастырь.
Место было выбрано со значением — на узкой площадке
обрывистого берега Оки, недалеко от ее впадения в Волгу. Тут как бы кончалось
еще одно предложение русской «речной мысли»; очертив рубежи всего Междуречья,
две великие реки встречались наконец, чтобы превратиться в одно целое. Обитель
освящала их встречу, символизирующую единство московской и
суздальско-нижегородской земель. Путники, которые прибывали в Нижний из Москвы
водным путем, видели — прежде чем увидеть сам город — митрополичью новостройку,
а потом уже, от устья Оки, открывался их взгляду откос, увенчанный крепостью, и
посад у его подножия.
Прошел год, и здесь, на нижнем посаде, возле маленькой
речки Почайны, тесть московского великого князя повелел ставить каменную
церковь во имя Николы, считавшегося покровителем путешественников, гостей, и
место было как раз подходящее — над пристанями, при торгу.
И еще год прошел. Младший брат Дмитрия
Константиновича, Борис Городецкий, с большим числом людей сплыл по Волге мимо
Нижнего до реки Суры. Пограничному деревянному городу, который срубили на Суре
его плотники, дали имя Курмыш.
В то же лето, свидетельствует Троицкая летопись,
Дмитрий Константинович решил возобновить строительство каменного кремля в
Нижнем, которое было впопыхах и неудачно затеяно Борисом почти десять лет
назад. Одним из первых сооружений возобновляемой стройки стала воротная башня
напольной стены, названная Дмитровской.
В 1374 году на состоявшемся в Москве соборе митрополит
Алексей поставил епископом суздальско-нижегородским и городецким монаха
Дионисия. Существует мнение, что монашествовать он начал в киевском Печерском
монастыре и именно поэтому, поселившись в Нижнем, подыскал и тут место для
пещерного монастырька, где и поселился. Вскоре Дионисий вдохновил своих
нижегородских сподвижников на дело, которому суждено было стать великой вехой в
истории отечественной культуры.
Видимо, по согласованию с князем Дмитрием
Константиновичем владыка задумал составить новое летописание, в котором были бы
помещены все известные письменные свидетельства по истории Русской земли
начиная с «Повести временных лет». Для этой цели в книгохранилищах Нижнего был
изыскан подходящий летописный свод, составленный уже более семидесяти лет назад
и сильно пообветшавший. Хотя погодные записи в нем обрывались 1305 годом, свод
выгодно отличался богатством содержания. Именно его было поручено переписывать
трем грамотным монахам во главе с иноком Печерского монастыря Лаврентием.
Работу начали 14 января 1377 года и завершили в предельно короткий срок — к 20
марта того же года. Для того чтобы переписывать одновременно, монахи расшили
ветхую книгу на отдельные тетради и с них — также в отдельные тетради, которые
потом сошьют в книгу новую, — переносили строку за строкой. Иногда попадались
места совсем неудобочитаемые, а сверить было не с чем: второго такого же
полного, исчерпывающего летописания в Нижнем не существовало... Как знать,
может, и по всей Руси теперь не сыщется такое же? Счастье еще, что этот свод
чудом уберегся от огня, от воды, от вострых крысиных зубов... Зимний день
короток: с утра пронзительно синеют сугробы по-над близкой Волгой, будто груды
белья, выполосканного в синьке; и ввечеру окрестные снега снова загустевают в
морозной синеве; а между тем и другим часом тщедушный свет серенького дня едва
просачивается за монастырский порог... Хорошо еще, что налучено и насушено про
запас соснового смолья. И под робкий трескоток плавящейся смолки пишут
Лаврентий и его други про высокие годы, про славу старого Киева и бесславно
сгинувших обров, тоже ведь несметными полчищами подступали, а где они нынче?..
Пишут про великия и малыя, про чудеса и стыдеса, про неизжитые болезни русского
духа, множат долгий перечень строенного, разрушенного, восстановленного.
Как будто про эти именно дни и годы писал потом А. С.
Пушкин П. Я. Чаадаеву: «Духовенство, пощажен-цое удивительной сметливостью
татар, одно — в течение двух мрачных столетий — питало бледные искры
византийской образованности. В безмолвии монастырей иноки вели свою
беспрерывную летопись. Архиереи в посланиях своих беседовали с князьями и
боярами, утешая сердца в тяжкие времена покушений и безнадежности».
Зима и весна 1377 года вошли в историю древнерусской
культуры навсегда, потому что список, составленный Лаврентием со товарищи,
оказался одной из двух (!) русских летописей, которым посчастливилось уцелеть
от всего XIV века. Речь, конечно, идет не о содержании, известном по многим
поздним спискам, но о самих подлинниках. Более того, все, что в разные столетия
было написано рукою русских летописцев до Лаврентьевского свода, погибло.
Понятно, ни сам Лаврентий, ни его заказчики не могли
предположить, что время сделает такой именно выбор. Из того, что создавалось
тогда в Нижнем, были вещи вроде бы и попрочней. Те же каменные башни и стены
кремля. Те же белокаменные соборы на посаде, в Благовещенском монастыре. Те же
настенные росписи кисти Феофана Грека.
Но нижегородский белокаменный кремль не уцелел.
Исчезли с лица земли и каменные церкви, построенные здесь во второй половине
XIV века, а с ними и фрески великого византийца. Только книге Лаврентия суждено
было остаться, чтобы самим чудом своей нетронутости еще наглядней поведать о
кромешном погибельном мраке и о духовных дерзаниях тех дней.
|