Куликовская битва высоко вознесла славу Москвы, но
Золотая Орда была еще сильна и отомстила русской столице Тохтамышевым
разорением.
После гибели Мамая, убитого в одном из крымских
городов, власть над Золотой Ордой перешла к хану Тохтамышу, задумавшему
отомстить за поражение татар на Куликовом поле. Тохтамыш подошел к Москве
неожиданно со стороны Рязани, взял и сжег Серпухов, после чего двинулся к
Москве. Приближение Тохтамыша стало известно Дмитрию Донскому, но отсутствие
единства среди князей и недостаток в Москве воинской силы заставили его отказаться
от битвы с татарами и покинуть Москву. Великий князь отправился в Кострому,
надеясь подтянуть к ней достаточно силы, чтобы выступить с войском против
татар. Вести об отъезде великого князя вызвали в Москве смятение и бегство
великокняжеской семьи, высшего духовенства и бояр, «…и бысть мятеж велик в
граде Москве». Эгоистическое поведение феодальной верхушки привело в
негодование ремесленников и купцов, тесно связанных со своим городом. Чернь
взяла власть в свои руки и готовилась к защите города. В Кремле скопилось
множество народа: «…елико осталося гражан и елико бежан с волостей збежалося, и
елико от инех збежалося».
23 августа 1382 г. татары подошли к Москве. К тому
времени горожане выжгли посад и очистили пространство возле кремлевских стен от
изгородей и деревьев. Татары обосновались станом на расстоянии двух или трех
полетов стрелы. Горожане были уверены в неприступности Москвы и смеялись над татарами
со стен, а те угрожающе махали саблями.
Каменный Московский Кремль на первых порах оправдывал
свою славу неприступного. Татары обстреливали город из луков и с необыкновенной
меткостью поражали стрелами москвичей. Однако москвичи не только отвечали
стрелами и камнями, но впервые применили огнестрельное оружие («тюфяки и
пушки»). Один из горожан, «суконник» Адам, стоявший на Фроловских воротах,
застрелил из самострела сына ордынского князя из числа приближенных Тохтамыша.
Город держался уже три дня и наверняка отбился бы от
татарских полчищ, если бы Тохтамыш не прибег к обману. Нижегородские князья,
пришедшие с татарами, клялись москвичам, что Тохтамыш не намеревается причинить
им зло и требует только, чтобы его почетно встретили с дарами. Татары уговорили
открыть ворота и встретить Тохтамыша крестным ходом. Когда торжественная
процессия вышла из Кремля, татары убили перед городскими воротами литовского
князя Остея, возглавлявшего оборону, и начали убивать беззащитных москвичей.
Через открытые ворота и по приставленным к стенам лестницам враги ворвались в
Кремль.
Страшная бойня завершила взятие города, происшедшее 26
августа «в 8 час дни», т. е., по тогдашнему счету времени, в середине дня. «И
можно было тогда видеть в городе, – повествует современник,- печаль и рыдание,
и вопль многих, и слезы, и крик неутешный, и многое стенание, и печаль горькая,
и скорбь неутешимая, беда нестерпимая, нужда ужасная, горесть смертная, страх и
ужас, и трепет, и дражание, и срам, и насмешка над христианами от татар. И был
отсюда огонь, а отсюда меч; одни бежали от огня и умирали от меча, другие
бежали от меча и погибали от огня; была для них четверообразная гибель: первая
– от меча, вторая – от огня, третья – от воды, четвертая – быть отведенным в
плен». К счастью, это было первое и последнее разорение Кремля от врагов на
долгое время. Новое свое разорение он увидел только через два с лишним века.
Страшен был вид Москвы после разгрома ее Тохтамышем.
Одних трупов было погребено 10 тысяч.
Во время раскопок в Кремле на краю холма нашли груды
костей и черепов, перемешанные с землей в полном беспорядке. В некоторых местах
количество черепов явно не соответствовало остальным костям скелетов. Очевидно,
что в свое время такие места служили погребальными ямами, в которых в беспорядке
были схоронены части разрубленных трупов. По-видимому, это те ямы, где
погребались останки несчастных жертв, погибших при взятии Москвы татарами в
1382 г. Тохтамышево разорение надолго сделалось памятной датой для Москвы, и о
нем вспоминали в течение, по крайней мере, двух столетий. Через семь лет после
нашествия Тохтамыша умер Дмитрий Иванович (1389).
|