|
Каталог статей
Василий Дмитриевич - 2
15 августа 1389 г. новый князь торжественно сел на
великое княжение в Успенском соборе во Владимире, посаженный ханским послом
Шихматом. Это обозначало уступку старым обычаям получать великокняжеский стол
из рук золотоордынских ханов. В следующем году Москва пышно встречала митрополита
Киприана и шумно праздновала свадьбу Василия Дмитриевича с Софьей Витовтовной.
Московские послы приехали за Софьей в Мариенбург в Пруссии, где в то время
находился Витовт. Из Гданьска княгиню с послами везли на кораблях, по-видимому,
до Риги, а оттуда через Псков и Новгород в Москву, где встречал митрополит
Киприан, «…и было чести и веселья до сыти».
По сравнению с величественными событиями княжения
Дмитрия Донского время его ближайшего преемника представляется нам серым и
незаметным. Тем не менее княжение Василия Дмитриевича отмечено дальнейшим
расширением Московского княжества, присоединением к нему Нижегородского
княжества и других земель. В самой Москве заметен быстрый рост населения, о чем
мы можем с полной достоверностью судить по известиям о количестве дворов,
сгоревших в пожары. Город настолько расширился, что была сделана попытка вырыть
новый ров, который должен был окружить московский посад от Кучкова поля у
Неглинной до Москвы-реки. Однако ров остался незаконченным, что вызвало
сетования современников на лишние убытки от сноса дворов.
Конец XIV и начало XV в. были блестящим временем в
развитии московского искусства. В Кремле появилось несколько новых каменных
церквей: Рождества Богородицы, Благовещения на княжеском дворе, заложен был
собор в Вознесенском монастыре, в Симоновском монастыре под Москвой начали
строить «великую» соборную церковь. Каменное строительство перестало быть
уделом одной Москвы, и мы узнаем о строительстве каменного собора в Коломне.
То, что еще намечалось при Дмитрии Донском, стало осуществляться при его сыне.
В Москве сложилась собственная художественная школа, что особенно заметно в
области живописи. В 1395 г. мастера Феофан Гречин и Семен Черный расписали
церковь Рождества Богородицы с приделом Св. Лазаря. Это был тот самый Феофан
Гречин, оставивший по себе глубокую память в истории нашей живописи.
Современное сказание о Феофане Гречине говорит, что он был «…книги изограф
нарочитый и живописец изящный во иконописцех». Феофан расписал в Москве три
церкви. Современники особенно восхищаются его картинами, изображавшими город:
«…у князя Владимира Андреевича в камене стене саму Москву такоже написавый».
Надо пожалеть, что это изображение Москвы до нас не дошло, хотя и можно
подозревать, что оно не бесследно пропало и копия его, изображенная на древней
московской иконе, когда-нибудь отыщется.
Время Феофана Гречина блестяще изучено в работах И. Э.
Грабаря и других ученых. Для нас важно отметить, что художественные интересы
уже прочно вошли в московское общество конца XIV – начала XV в., начали
занимать его внимание, возбуждать какие-то споры. Однако этому поступательному
движению русского искусства и росту самой Москвы как города нанесен был новый
удар, по своим последствиям мало уступавший печальному Тохтамышеву разорению.
|
Категория: Древняя Москва ч. 1 | Добавил: defaultNick (05.05.2012)
|
Просмотров: 1510
| Рейтинг: 5.0/9 |
|
|
| | |