ГЛАВА VIII. МОСКОВСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ И
ЛИТЕРАТУРА
ОБРАЗОВАНИЕ
Известно, что образование в средние века было уделом
немногих. И по совершенно понятным причинам. Дороговизна письменных материалов
(пергамента, а с XV в. бумаги), способ письма – медленный и кропотливый, относительно
небольшая потребность в письменных документах и господство устных сделок – все
это приводило к тому, что письменность распространялась только среди узких
кругов феодального общества, главным образом среди духовенства. Даже в XVII в.
подписи под Соборным уложением 1649 г. обнаруживают, что в числе крупных
московских дельцов все-таки было немало неграмотных. Правда, высказывались и
другие мнения о распространении грамотности среди русских людей XVI-XVII вв.,
но они основаны на очень ограниченном материале и требуют более глубоких
исследований. К тому же XVI и XVII столетия внесли много нового в отечественное
просвещение. В частности, употребление бумаги как письменного материала взамен
дорогого пергамента и внедрение в письменность скорописных почерков,
убыстрявших процесс письма, явились новыми элементами, которых не знала
великокняжеская Москва.
В рядах русского общества XIV- XV вв. образование
распространялось неодинаково. Грамотность была обязательна для духовенства,
которое не могло исправлять церковных служб без книг. Поэтому и в более ранние
времена «попов сын», не научившийся грамоте, выбывал из разряда церковных людей
и попадал в число изгоев. Группы книжных переписчиков пополнялись главным
образом за счет духовенства. Рядовое духовенство ограничивалось только начатками
грамотности, тогда как среди высшего духовенства встречались высокообразованные
люди.
Грамотность имела несомненное распространение и в
среде горожан, в первую очередь купцов. Таковы были известные уже нам Ермолины.
Письмо Василия Дмитриевича Ермолина, посланное им в Литву, обнаруживает в его
авторе человека, владевшего бойким пером и во всех отношениях «книжного».
Прибавим сюда небольшой по численности, но влиятельный круг княжеских дьяков,
писавших княжеские грамоты
Грамотность распространялась также в сословии
московских бояр. Сын одного из них, митрополит Алексей, еще ребенком научился
грамоте. Как видно из жития Сергия Радонежского, обучение грамоте вообще
входило в программу воспитания боярских детей. Отрок Варфоломей (впоследствии
инок Сергий) учился грамоте вместе со своим старшим братом Стефаном. Из жития
Сергия видно, что под обучением грамоте понималось не простое чтение псалтыри,
а умение читать и петь псалмы – «псалмопение глаголати», «стихословити зело
добре и стройне». У нас есть свидетельства, говорящие о недостаточном
образовании московских великих князей, причем исходящие из уст панегиристов
московских князей, а не их врагов. Дмитрий Донской, по словам его биографа,
недостаточно знаком был с книгами («…аще бо и книгам не научен сый добре»), тот
же отзыв слышим о Василии Темном. Это значит, что они не были обучены всем
тонкостям псалмопения и стихословия. Но показания эти не являются
доказательствами того, что Дмитрий Донской и Василий Темный были абсолютно
неграмотными. Русские книжники, видимо, хотели лишь отметить недостаточное
образование своих князей. Дмитрий не научен был «добре» книгам, следовательно,
в какой-то мере, хоть и «не добре», был грамотным.
Обучение детей грамоте начиналось рано. Исключительную
по своей простоте картину начального обучения отроков дает Епифаниево житие
Сергия Радонежского. Родители отрока Варфоломея отдали его вместе с братом Стефаном
«…учиться божественным писанием». Стефан быстро научился читать, а Варфоломей
учился «не скоро и косно». Учитель обучал «со многим прилежанием», отрок же
плохо внимал и сам говорил: «…никако же могу разумети, о них же ми сказуют».
Только чудесное вмешательство некоего старца помогло отроку одолеть грамоту.
Конечно, для полного усвоения книжной премудрости требовались и прилежание, и
своего рода способности. Отроков, невнимательно слушавших на уроках и учившихся
«не скоро и косно», вероятно, было немало в Древней Руси, в особенности в
княжеской и боярской среде, где выше ценились воинские доблести, чем
образование. Поэтому в большинстве случаев обучение молодых людей из
аристократического общества оканчивалось на первой же ступени, ограничиваясь
знакомством с грамотой. Зато в монастырях возникали кружки образованных людей,
создавались школы переписчиков и переводчиков, накапливались значительные
книжные богатства.
|