Для нас важен прежде всего вопрос: когда была написана
«Задонщина»? Историки литературы отвечают на это общими словами о составлении
произведения в начале XV в., тогда как в тексте памятника мы имеем довольно
точное датирующее указание. В сводном тексте С. К. Шамбинаго интересующий нас
отрывок, переставленный им на другое место, звучит так: «Шибла слава к морю,
чу, и к Кафе, и ко Царю граду, что Русь поганых одолеша». Приведенная фраза
отсутствует в Кирилло-Белозерском списке, а в списке Ундольского читается в
неисправном, но существенно ином виде, чем приводит ее С. К. Шамбинаго. В нем
находим слова: «А слава шибла к Железным вратам, к Караначи, к Риму, и к Сафе,
по морю, и к Которнову, и оттоле к Царюграду».
Правильно восстановив чтение «к Кафе» вместо «к Сафе»,
С. К. Шамбинаго выбросил из текста малопонятные слова «к Которнову», а в них-то
и заключаются важные датирующие указания. Действительно, в Музейском списке
читаем: «Шибла слава к Железным вратом, к Риму и к Кафе по морю и к Торнаву и
оттоле к Царюграду на похвалу: Русь великая одолеша Мамая на поле Куликове» (Л.
219 об). Эти слова в совсем испорченном виде читаются в Синодальном списке:
«Шибла слава к морю и (к) Ворнавичом, и к Железным вратом, ко Кафе и к турком и
ко Цару-граду».
Легко заметить, что фраза о славе менялась при
переписке, и некоторые названия становились непонятными. Непонятное в списке
Ундольского – «Караначи» (в Синодальном – «к Ворнавичом») обозначает «к
Орначу», под которым надо понимать Ургенч в Средней Азии. Железные ворота –
это, скорее всего, Дербент, но что значит Которному? Музейский список дает
понять текст списка Ундольского: надо читать «ко Торнову» (в Музейском списке –
«к Торнаву»). Под таким названием нельзя видеть иной город, кроме Тырново, столицы
Болгарии. Известно, что последнее Болгарское царство было завоевано турками в
1393 г., когда пал и Тырнов. Значит, первоначальный текст «Задонщины» составлен
не позднее этого года.
Наш вывод можно подтвердить и другим соображением. В
полных списках «Задонщины» показано от Калатския рати до Мамаева побоища 160
лет. Нет никакого сомнения, что «Задонщина» имеет в виду битву на Калке, с которой
была спутана битва на Каяле, прославленная в «Слове о полку Игореве». Битва на
Калке произошла, по нашим летописям, в 6731 г. (Лаврентьевская) или 6732 г.
(Ипатьевская). В московских летописях обычно принимали вторую дату (см.
Троицкую, Львовскую и др.). Прибавим 160 лет к 6732 г., получим 6892 г., что
равняется в переводе на наше летосчисление 1384 г. Между тем в летописях 6888
г. постоянно указывается как дата Куликовской битвы. Конечно, можно
предполагать ошибку в исчислении времени, но ничто не мешает нам видеть в этом
и определенный датирующий признак, относящий составление памятника к 1384 г.
«Задонщина» впитала в себя многие черты московской
жизни XIV в. Поэтому в ней Северо-Восточная Русь носит название Залесской
земли, как и в других памятниках того времени. Москва величается «славным
градом», река Москва – «быстрой», «меды – наши сладкие московские», щиты –
«московские». Особый подражательный характер «Задонщины» и ее небольшие размеры
не дали ее автору возможности широко развернуть московские мотивы, но и без того
«Задонщина» может считаться памятником московской литературы по преимуществу,
каково бы ни было происхождение автора.
|