Наши источники дают очень мало сведений о социальных
отношениях и классовой борьбе в Москве XIV- XV вв. Летописи, занятые главным
образом описанием событий, происходивших в княжеской и духовной среде только случайно
отмечают отдельные моменты классовой розни, которая нередко выливалась в форму
борьбы между «большими» и «меньшими» людьми. Известно, что под «большими»,
«лучшими», «вятшими» людьми понималась верхушка феодального города – боярство,
купцы, духовенство. К «большим» нередко примыкали средние слои населения –
зажиточные ремесленники и купцы. Иногда представители средних слоев выступали
против городских верхов, но эта, по выражению Энгельса, «бюргерская оппозиция»
очень быстро объединилась с феодальной верхушкой в борьбе против «меньших» или
«худших» людей. Под термином же «меньшие» люди понималась основная масса
населения феодального города – мелкие ремесленники и торговцы, поденщики,
беглые холопы, составлявшие плебейскую часть горожан.
Борьба «больших» и «меньших» людей проходит красной
нитью через всю историю Великого Новгорода. Но она не была исключительной
особенностью только новгородской истории. То же самое мы наблюдаем и в городах
Суздальской, Киевской и Галицко-Волынской Руси в XI-XIII вв. В Северо-Восточной
Руси эта борьба продолжается и в XIV в., в период экономического и
политического роста Москвы. Летописи сообщают нам о нескольких случаях
городских восстаний в первой половине XIV в. В 1304 г. «…бысть вечье на Костроме
на бояр на Давыда Явидовичя, да на Жеребца и на иных, тогда же Зерна убили
Александра». Судя по тексту летописи, вече сопровождалось погромом некоторых
боярских семей.
Кто же выступал против бояр? Об этом более подробно
говорит другое известие, относящееся к 1305 г.: «В Новгороде в Нижнем черные
люди побили бояр; пришед же князь Михайло Ярославичь из Орды в Новгород в
Нижней, и изби вечников». Таким образом, на вече в Нижнем Новгороде выступали
черные люди. Кратковременная победа «вечников» над боярами вскоре сменилась
поражением. Князь встал на защиту боярства.
События в Костроме и в Нижнем Новгороде не были
единичными. «Коромольницы» (т. е. крамольники) брянцы, жители значительного
города Брянска, выдали своего князя Святослава во время боя с татарами, бросив
знамена и обратившись в бегство. В 1340 г. «…сшедшеся злыя коромольницы вечем
брянци» убили князя Глеба Святославича.
«Меньшие» люди стремились сохранить последний остаток
городской вольности – вече. Поэтому летописи, написанные чаще всего
духовенством, презрительно называют восставших «вечниками». Перенос или вывоз
вечевого колокола обозначал собой потерю городской вольности. В Новгородской
летописи XV в. сохранился рассказ о «вечном» колоколе, перевезенном князем
Александром Васильевичем из Владимира в Суздаль. Этот колокол, по сказанию
летописца, не стал звонить в Суздале. Князь велел отвезти его обратно во
Владимир, «…и привезьше колокол и поставишя и в свое место, и пакы бысть глас
благоугоден». Внимание летописца к «вечному» колоколу, как и весь этот рассказ,
станет понятным, если признать значение колокола как символа власти
владимирского веча.
Борьба за вечевые вольности происходила и в Москве.
Убийство московского тысяцкого Алексея Хвостова вызвало «…мятеж велий на
Москве» и бегство больших бояр в Рязань. Это непонятное бегство бояр может быть
объяснено выступлением против них «черных» людей. Особенно ярко классовая
борьба проявилась в Москве во время осады 1382 г.
Московское восстание 1382 г. до сих пор еще почти не
освещено в исторической литературе, хотя и является крупным событием. Когда хан
Тохтамыш с большим войском подступил к Москве, «черные» люди организовали
оборону города. Они стояли на всех городских воротах с обнаженным оружием и
бросали камни в людей, бежавших из Москвы в это трудное время. Эгоизм высших
кругов, стремившихся покинуть город, вызвал возмущение горожан. Некоторые
сказания говорят о разбоях и грабежах, о разграблении господских погребов и т.
д. Но даже эти сказания не могут скрыть того факта, что «черные» люди взяли в
свои руки защиту города. К ним примкнули и некоторые купцы, один из которых,
Адам-суконник, уже был назван выше. Прозвище указывает на его принадлежность к
корпорации купцов, торговавших сукнами. Движение горожан было направлено против
верхушки феодального города. Летопись тенденциозно отмечает «добрых людей»,
против которых выступили «…и сташа суймом (т. е. толпою.- М. Т.) народи
мятежницы, крамолницы».
Восстание 1382 г. закончилось катастрофой. Несмотря на
полную возможность обороны города, защитники его сдались Тохтамышу, и Москва
была вероломно взята и разорена татарами. Обстоятельства внезапной сдачи несколько
неясны. Можно предполагать, что в ней немалую роль сыграла боязнь духовенства и
«больших» людей дальнейшего увеличения власти «черных» людей. Этим, возможно,
объясняется поспешное согласие москвичей на требование Тохтамыша пустить его в
город.
Тем не менее события 1382 г. оставили по себе яркий
след как последняя попытка московских горожан хотя бы временно восстановить
вечевые порядки. Народ поднялся суймом и собрался на вече: «…сотвориша вече,
позвониша во все колоколы».
С большим вероятием можно думать, что отголоски
московской осады 1382 г. сохранились и в былинах о царе Калине, осаждавшем
Киев. Центральной частью этой былины является рассказ о застреленном из лука
ханском зяте Сартаке. Былинный герой Василий Пьяница взбегает «…на башню на
стрельную» и стрелой убивает Сартака. Имя Калин, несомненно, татарского происхождения.
В 1448 г. татарский посол Калин ходил к польскому королю Казимиру.
Заметную активность чернь проявляет и во время других
бедствий и опасностей, постигавших Москву. После пленения Василия Темного
татарами (1445) великие княгини покинули столицу и уехали в Ростов. Все, кто
мог, также бежали из города, «…чернь же совокупившеся начяша врата граднаа
преже делати, а хотящих из града преже бежати начяша имати, и бити, и ковати, и
тако уставися волнение, но вси обще начяша град крепити».
|