ПОСЛЕДНЯЯ ВОЙНА ОЛЕГА
В
1400 году «в пределах Червленого Яра и караулах возле Хопра по Дону князь
великий Олег Иванович с пронскими князьями и с муромскими и козельским перебили
множество татар, и царевича Мамат‑Салтана захватили и иных князей ордынских
поймали».
Муром
в то время зависел от Москвы, Козельск – от Владимира Андреевича Серпуховского.
Возможно, имеет смысл предположить, что отношения великого князя рязанского с
московским и серпуховским князьями в то время были дружественными. Это
предположение подтверждаются двумя свадьбами: в этом же году в Москве Юрий
Дмитриевич, брат великого князя московского, женился на дочери князя Юрия
Смоленского Настасье. А в 1401 году в Москве Иван Владимирович, сын Владимира
Андреевича, женился на дочери Федора Олеговича Рязанского Василисе.
В
1400 году «доброхоты» великого князя Юрия Святославича тайно приехали к нему в
Рязань, желая видеть его на смоленском престоле. Юрий просил Олега о помощи, и
тот согласился помочь. Собственно, война с Литвой для Олега Ивановича и не
кончалась. Он просто ждал удобного момента, чтобы нанести удар.
В
1401 году Олег Рязанский вместе с Юрием, князьями прон‑ским, муромским и
козельским отправился к Смоленску. Время он улучил удобное, говорит летописец,
потому что Витовт «оскудел тогда до конца людьми после побоища при Ворскле, и в
Смоленске была крамола: одни хотели здесь Витовта, а многие другие – своего
отчича, старинного князя Юрия. Пришедши под Смоленск, Олег велел оповестить его
жителей: „Если не отворите города и не примете господина вашего, князя Юрия, то
буду стоять здесь долго и предам вас мечу и огню; выбирайте между животом и
смертью". Смольняне сдались, и многие из них были рады князю своему Юрию, но
другие ненавидели его. Вошедши в город, Юрий начал тем, что убил Витовтова
наместника, князя Романа Михайловича брянского, с его боярами, а потом перебил
и смоленских бояр, преданных Витовту. Олег, возвративши зятю его отчину, не был
этим доволен, но вошел со всем войском в литовские владения и возвратился
оттуда с большою добычею».
В
августе месяце утвердился в Смоленске Юрий, а осенью того же года Витовт уже
стоял с полками под городом. В Смоленске поднялась сторона, преданная Витовту;
но противники Литвы осилили, перебили много ее приверженцев, и Витовт, простояв
четыре недели понапрасну, заключил перемирие с Юрием Святославичем и отступил
от Смоленска.
Осенью
1401 года «приходили изгоном татары на рязанские окраины и много зла сотворив,
возвратились восвояси». Похоже, в этом году начался новый виток пограничной
войны рязанцев с татарами.
В
1402 году Олег Рязанский посылает своего сына Родслава в поход: «Того же лета
князь Родслав Олегович Рязанский пошел ратью на Брянск и встретили его князи
литовские, князь Семен Лугвений Ольгердович, князь Александр Патрикеевич
Стародуб‑ский и был между ними бой у Любутска, и побила Литва рязан‑цев, а
князя Родслава схватили и привели его связанного к Ви‑товту и сковали его,
ввергнув в темницу, и пребыл в нужде той великой 3 лета, потом же Витовт взял
за него 3000 рублей откупа и отпустил его».
Олег
Иванович не дожил до освобождения сына. В том же 1402 году «месяца июля в 5
день, преставился князь великий Олег Иванович Рязанский во иноках и схиме,
нареченный в святом крещении Иаков, а в монашеском чину Иаким, и положен был в
его отчине и дедине на Рязани, за Окою‑рекою, в монастыри его называемом
Солотчша. И пошел сын его князь Федор во Орду ко царю Шадибеку с дарами и со
многою честью, возвестив ему отца своего Олега Ивановича смерть; и пожаловал
его царь, дал ему отчину его и дедину великое княжение Рязанское улус свой и
отпустил его. Он же пришел из Орды в свою землю и сел на отчине своей и дедине,
на великом княжении Рязанском».
Точность
даты и конкретность описания свидетельствуют о современности записи и ее
рязанском происхождении.
Итак,
перед смертью Олег Иванович вдруг ушел в монахи. Существует интересное предание
о святом князе Олеге Рязанском:
«Среди
современных Димитрию Донскому русских князей замечательна судьба князя Олега
Рязанского. Бодрый, способностей выдающихся, он постоянно враждовал с великим
князем, и когда Димитрий пошел на Мамая, Олег ссылался с союзником Мамая,
королем польским, и не пристал к Димитрию. Незадолго до смерти Димитрия,
преподобный Сергий Радонежский ходил в Рязань, чтобы примирить Димитрия с
коварным и мятежным Олегом. И тут умягчилось бурное сердце: он заключил с
Димитрием искренний союз. Вероятно, воздействию тихой святыни дивного старца
нужно приписать перелом, происшедший в жизни Олега.
Пред
концом ее, мучимый раскаянием за все, что было в ней темного, он принял
иночество и схиму в основанном им в 18 верстах от Рязани Солотчинском
монастыре. Там жил он в суровых подвигах, нося власяницу, а под ней ту стальную
кольчугу, которую не захотел надеть, чтобы оборонять отечество против Мамая.
Инокинею закончила жизнь и его супруга княгиня Евфросинья. Их общая гробница в
соборе обители. Многие жители Рязани и соседних уездов бывают тут на поклонении
иноку‑князю и служат по нем панихиду, испрашивая себе его молитв, причем
обыкновенно надевают на себя его кольчугу».
В
этом рассказе легко найти ряд несуразиц. Во‑первых, князь Олег во время Мамаева
побоища хотя и не участвовал в битве, но стоял с войском своим наготове и
кольчугу уж наверняка надевал. Во‑вторых, обыкновенно иноки в знак
самоуничижения и раскаяния носили под власяницами вериги, которые весили
намного больше кольчуги.
|