Результатом
литовского проникновения в Белоруссию явилось быстрое распространение русской
культуры среди тех литовцев, которые находились на службе у Миндовга и
Товтивила, и создание того, что можно было бы назвать прорусской партией среди
группы литовских князей и клановых вождей. С другой стороны, продолжающееся
противостояние другой литовской знати политике централизации, проводимой
Миндовгом, вело к формированию старо‑литовской партии, которая во многих случаях
стояла на антирусских позициях как с точки зрения политической, так и
культурной. Несмотря на его собственную прорусскую ориентацию, Миндовг
оставался лояльным по отношению к литовскому языческому культу вплоть до 1250 г., когда он заявил о
своем обращении в римско‑католическую веру. Это был чисто политический шаг,
рассчитанный на то, чтобы обеспечить себя поддержкой со стороны папы для
предотвращения каких‑либо нападений тевтонских рыцарей на Литву в будущем. Даже
после своего обращения Миндовг в тайне продолжал поклоняться старым богам.
Папа, естественно, был доволен его обращением и послал Миндовгу свое
благословение, а также королевскую корону (1252 г.). Миндовг, со своей
стороны, уступил часть жмудского региона тевтонскому ордену.
Упрочив
свой престиж благодаря новому титулу, и не опасаясь, по крайней мере — в
текущий момент, нападений со стороны тевтонских рыцарей, Миндовг мог
переключить свое внимание на отношения с князьями Галича и Волыни. Выяснилось,
что обе стороны больше были расположены к достижению согласия, нежели к
продолжению войны. Даниил Галицкий нуждался в союзниках для борьбы с монголами,
а Миндовг знал, что его мир с тевтонскими рыцарями — не более, чем временное
перемирие. Около 1251 г. князь Даниил Романович, у которого умерла первая жена,
женился на племяннице Миндовга (сестре Товтивила из Полоцка). Некоторое время
спустя сын Миндовга Войшелк (по‑литовски — Вайшелга) был крещен в соответствии
с обрядом греко‑православной церкви, в эту веру обратился также и Товтивил.
После коронации Миндовг назначил Войшелка своим наместником в Новгородок.
Однако Войшелк с пылом искреннего неофита выразил желание принять монашеский
постриг и отказаться от своих княжеских прав. Он предложил своему отцу передать
княжение в Новгородке одному из сыновей Даниила. Соглашение по этим пунктам
было достигнуто между Даниилом и Миндовгом в конце 1254 г. Сын Даниила Роман
(прежде претендовавший на австрийский трон) получил княжество Новгородокское в
качестве вассала Миндовга. Одновременно с этим дочь Миндовга была выдана замуж
за брата Романа Шварна. Войшелк поступил в русский монастырь возле Новгородка.
В
соответствии со своей новой политической ориентацией Даниил перенес столицу из
Галича на север в город Холм, к заселению и развитию которого он проявил
особенный интерес, и который он очень любил. Поскольку Даниил Галицкий не
получил с Запада никакой поддержки, он вскоре охладел к мысли об объединении
церквей. В 1255 г. папа посчитал нужным сделать ему выговор за неудачу в
организации институтов католической церкви в его владениях. Теперь папа решил
столкнуть Даниила и Миндовга — двух восточноевропейских королей, коронованных
им, — друг с другом и «позволил» литовцам напасть на Волынь. Миндовг, по
всей видимости, не придал значения предложению папы, по крайней мере — в
текущий момент — и предпочел придерживаться своего соглашения с Даниилом
Галицким.
Благодаря
этому князь Даниил Романович около 1256 г открыто бросил вызов монголам, изгнав
их войска из Северной Подолии, Волховской земли и Восточной Волыни Поскольку внимание
монголов было сосредоточено в то время на восточнорусских делах, ситуация не
позволяла им перевооружить свои войска в Днепровском регионе. Однако
командующему в этом регионе, Куремсе, было приказано напасть на Галич и Волынь.
У него в распоряжении было лишь немного войска, и он должен был продвигаться
«тайком», как об этом пишет Галицкая летопись (около 1257 г.). Его попытки
штурмовать города Владимир‑Волынский и Луцк в обоих случаях закончились
неудачей. Холм сильно пострадал от пожара, причиной которого был несчастный
случай, а не какое‑либо нападение монголов. В скором времени монголы отвели
свои войска от Волыни.
Даниил
Галицкий мог быть вполне удовлетворен результатами своей политики сопротивления
монголам. При таком положении дел, однако, Миндовг изменил свою тактику и решил
нарушить их соглашение. В 1258 г. он заключил под стражу Романа и захватил его
удел в Черной Руси. Это событие изменило всю расстановку политических сил в
Западной Руси, серьезно подрывая потенциальную силу князя Даниила и его шансы
на противостояние монгольскому натиску, который, несомненно, должен был
возобновиться. В 1259 г. хан Берке заменил Куремсу энергичным Бурундаем
(Боролдаем) и снабдил его большим количеством войск Бурундай решил сделать упор
на разногласиях между русскими и литовскими князьями и избрал Литву объектом
своего первого похода, предложив русским князьям оказать ему поддержку своими
войсками.
Начиная
с этого момента монголы стали уделять значительное внимание литовским делам. По
всей вероятности, они были озабочены растущей силой Литвы и распознали в ее
экспансии, даже в этот ранний период, потенциальную угрозу их власти в Западной
Руси. Видимо, мусульманские купцы из Золотой Орды были заинтересованы в
открытии еще одного торгового выхода к Балтийскому морю через Литву вдобавок к
новгородскому пути. В монгольских интересах было предотвратить возможность
какого бы то ни было будущего союза между западнорусскими и литовскими
князьями, который мог бы усилить русских и подстегнуть их к противостоянию.
Опасаясь
возмездия за свое предыдущее нападение на монголов, Даниил Галицкий предпочел
избежать встречи с Бурундаем, послав к нему вместо себя своего брата Василько
Волынского. Василько Романович принял чрезвычайно активное участие в кампании
против литовцев, но в ней участвовали также князь Даниил и его сын Лев. Как
монголы, так и русские захватили большую добычу, но русские должны были
уступить большую часть своей доли монголам. Однако основным силам литовцев
удалось избежать решающего боя, и русские так и не смогли обнаружить, где
находится князь Роман и освободить его На следующий год Бурундай снова направил
свои войска в Волынь и приказал русским князьям разрушить крепостные сооружения
их главных городов. Даниил Галицкий бежал в Польшу и Венгрию, оставив своего брата
Василько и сына Льва, чтобы те умиротворили Бурундая Последний настаивал на их
покорности его приказам, и у русских князей не оставалось иного выхода, кроме
как разрушить крепостные сооружения во Владимире‑Волынском, Луцке, Кременце и
Львове. Однако гарнизон в Холме отказался уступить город без непосредственного
приказа князя Даниила Романовича. В отместку за это монголы опустошили
окрестности Холма, а также несколько других районов в Волыни и Галиче.
После
этого набега Бурундай посчитал свое задание выполненным и отвел свою армию из
Волыни, расположив ее в районе среднего Днепра. В военные округа Подолии,
Галича и Волыни подобно тому, как это было в Восточной Руси, для наблюдения за
сбором налогов и рекрутированием были назначены представители монгольской
администрации. Западнорусские князья обязаны были получать ханский ярлык при
любой перемене на троне в каждом княжестве. Великий план сопротивления,
выдвинутый Даниилом Галицким, таким образом, рухнул, а сам он возвратился на
родину с тяжелым сердцем, как покорный вассал хана. В довершение всех несчастий
литовцы совершили набег на Волынь в 1262 г. Примерно в это же время князь Роман
расстался с жизнью, вероятно, он был убит теми, кто взял его в плен. Даниил
умер в 1264 г., разочарованный и несчастный.
Вскоре
после провала сопротивления монголам в Западной Руси произошло восстание в
Суздальской земле на востоке Руси (1262 г.). Его инициатива исходила от городов
этого региона: Ростова, Владимира, Суздаля и Ярославля. После разрушения
Владимира армиями Бату в 1238 г. Ростов стал крупнейшим городом в Суздальской
земле, и, по всей видимости, он взял на себя руководящую роль в движении
сопротивления. Восстание стало выражением протеста против тягот, которые
испытывало население из‑за обременительной системы сельскохозяйственных
налогов, широко применявшейся в Монгольской империи, а также использовавшейся и
в Суздальской земле. Собирателям налогов — главным образом, мусульманским
купцам из Центральной Азии — монголы позволяли забирать неплательщиков и
заставлять их работать в счет неуплаченных налогов или даже продавать их в
рабство.
В
Ярославле главным сборщиком налогов был некто Изосима, русский, обращенный в
ислам. Давление на налогоплательщиков возросло с прибытием от «татарского царя»
главного сборщика, которого Суздальская летопись характеризует как «мерзкого
мусульманина». В каждом из четырех главных городов Суздальской земли было
созвано вече, и решение восстать против монголов было принято единогласно.
Многих доверенных лиц монголов и сборщиков налогов убили во время последовавших
за этим бунтов, включая и предателя Изосиму.
|