Отношение
Хубилая к Западу отличалось от взглядов его предшественников столь же
радикально, сколь не походила на предыдущую его политика по отношению к Китаю.
Поскольку он был поглощен созданием собственной Китайской империи и
поддержанием контроля над монгольскими князьями, он оставил идею покорения
Европы. Он был наиболее могущественным властителем в мире; большая часть Азии,
равно как и восточная часть Европы, признали его высшую власть. У него не было
побудительного мотива расширять свою империю далее на Запад; если бы это и дало
какие‑либо преимущества, то они в большей степени касались бы интересов местных
ханов, а не империи. Кроме того, Хубилай был достаточным реалистом, чтобы
признать, что если европейские правители и согласились бы сотрудничать с
монголами на Переднем Востоке, то сделали бы это только как союзники, а не как
его подданные. Несмотря на свое обращение в буддизм, он также питал искреннее
уважение к христианству. Несторианская церковь имела полную свободу в его
империи, и он был готов допустить в свои владения и римскую католическую
церковь.
С
политической точки зрения, соглашение с христианами было в особенности важно
для монгольского ханства в Персии, поскольку его правители в качестве иль‑ханов
были готовы продолжать свою борьбу с Египтом. Уже в 1267 г. преемник Хулагу
Абага послал свои поздравления папе по поводу его победы над последним
Гогенштауфеном, Манфредом Сицилийским. Несториане на Ближнем Востоке со своей
стороны пытались поддержать взаимопонимание между монголами и Западом. При
содействии Абаги два несторианских клирика присутствовали на XIV Вселенском
соборе в Лионе в 1274 г.
Хорошо
известно, какую важную посредническую роль в контактах монголов и Запада играли
в течение правления Хубилая три венецианских купца — Маффио и Никколо Поло и
сын последнего Марко, известный как Иль Мильоне. Маффио и Никколо прибыли в
Китай первый раз в 1262 г. В 1266 г. Хубилай отправил их назад в Европу со
специальной миссией к папе, с просьбой о посылке в Китай сотни христианских
ученых и техников, чтобы дать представление его подданным о западном образе
жизни и религии. Когда братья Поло достигли Рима в 1269 г., папский престол
пустовал. Как только новый папа Григорий X был избран в 1271 г., братья Поло
были посланы назад в Монголию с его благословением и обещаниями о
сотрудничестве. На этот раз молодой Марко сопровождал своего отца и дядю. Дела
Марко в Китае, равно как и его впечатления о империи Хубилая живо описаны в его
бессмертной книге и общеизвестны. Он говорит о внешности великого хана
следующим образом: «Он хорошего телосложения, не высок и не низок,
среднего роста. Он не имеет избытка плоти, его части тела стройны. Цвет его глаз
сочетает белый и красный оттенки, глаза черны и красивы, нос красивой формы и
хорошо посажен ». Марко Поло провел семнадцать лет при дворе Хубилая (1275‑92),
ему была доверена важная дипломатическая миссия на Дальнем Востоке, он выполнил
и различные административные задачи. Его успех в Китае стал важным фактором
благосклонности Хубилая к Западу.
Позитивное
отношение собора в Лионе к идее монголо‑христианского сотрудничества на
Переднем Востоке было понято иль‑ханами как подтверждение союза между ними и папой.
Фактически же Запад, вследствие собственных внутренних противоречий, не был
склонен предлагать им какую‑либо военную помощь. Иль‑ханы, однако, не оставляли
надежды достичь взаимопонимания с Западом и в этом плане. В период между 1285 и
1290 гг. иль‑хан Аргун послал множество дипломатических миссий к западным
правителям — к папе Николаю IV, Филиппу IV Французскому и Эдуарду I Английскому
— побуждая их всех присоединиться к планируемому походу на Египет. Но эти
миссии не привели к какому‑либо военному сотрудничеству, и в 1291 г. войска
египетского султана Килавуна штурмовали Акру, последнее укрепление крестоносцев
в Палестине.
С
другой стороны, переговоры между монголами и Западом подготовили почву для
распространения католических миссий на Ближнем и Дальнем Востоке. В 1289 г.
папа Николай IV послал францисканца Иоанна из Монтекорвино с письмами иль‑хану
Аргуну и великому хану Хубилаю. Задачей Иоанна было установление католической
иерархии на Востоке. Он достиг Тебриза в 1290 г. и в следующем году направился
в Индию, чтобы предложить руководство несторианским общинам на ее территории.
Ко времени, когда он наконец достиг Пекина, Хубилай умер.
Внутренние
реформы Хубилая были не менее значимы, нежели его военная и дипломатическая
деятельность. В соответствии с лучшими китайскими традициями он поддерживал
развитие искусств и знаний. В Китае совет ученых с античности рассматривался
как существенная часть хорошего правительства. Подобный совет, нечто наподобие
ученой академии, оформился при Хубилае и существовал при его наследниках. Он
также имел своей задачей координацию действий монгольских и китайских
институтов. В первый период после монгольского завоевания Китай подчинялся
военному закону. Монгольские военные начальники управляли также гражданской
администрацией. Сами монголы признавали лишь их собственный закон — Ясу. Она,
однако, мало подходила китайцам, оседлой нации с древней цивилизацией. После
того как первая разрушительная стадия завоевания была завершена, монгольские
правители должны были молчаливо признать существование национальных законов и
регулирования поведения в Китае. После завоевания Северного Китая монгольские
императоры оставили в силе кодекс Цзинь для китайского населения, поскольку он
не противоречил Ясе. Однако Хубилай, почувствовав, что его власть в Северном
Китае твердо установлена, решил изменить существующую систему закона и
управления. Он отменил кодекс Цзинь в 1271 г. и издал несколько новых законов.
Они оказались чужды духу китайского законодательства, и китайские советники
Хубилая смиренно, но постоянно указывали на необходимость подготовки нового
всеохватывающего кодекса законов. Хубилай в итоге сдался, в 1291 г. проект
будущего кодекса был одобрен.
Административно
Хубилай разделил Китай на двенадцать провинций (шен). В Пекине было создано три
учреждения центральной администрации: правительственное управление (шун‑шу‑шен)
внутренних дел; секретный государственный совет (шу‑ми‑юань) иностранных дел и
военной администрации; контрольное управление (йю‑ших‑тьяй) по надзору за
работой общественных служащих. По мнению Ф.Е. Краузе, административная система,
основанная Хубилаем, была лучшей среди когда‑либо существовавших в Китае.
Образовательные
и финансовые институты следовали старому китайскому типу. Когда монголы
завоевали Китай, они познакомились с бумажными деньгами; Хубилай сделал их
официальной валютой империи. В 1282 г. был выпущен важный закон относительно
печатания бумажных купюр, их отношению к золоту и серебру и изъятию из
обращения испорченных купюр. Пятью годами позже появились новые инструкции,
регламентирующие обменный курс бумажных денег на золото и серебро. Подобно
своим предшественникам, Хубилай уделял большое внимание безопасности и
улучшению дорог. В Китае это также предполагало заботу о водных путях. Именно в
правление Хубилая было завершено строительство Большого канала, соединяющего
устье Янцзы с устьем Пейху. Это, среди прочего, обеспечило щедрые поставки риса
быстро растущему населению Пекина.
Хубилай
дожил до почтенного возраста — примерно до семидесяти лет, прожив необычно
долгую жизнь для человека его положения. Он умер в 1294 г.
|