3. Конституция
Новгород
был политически связан с Москвою правлением князя, который обычно был
одновременно и великим князем московским. Князь в Новгороде, однако, обладал
совершенно иным статусом, нежели в Москве. Прежде всего, пост князя в Новгороде
был выборным. Во‑вторых, новгородский князь имел лишь ограниченную власть.
Каждый князь после избрания должен был дать особую клятву и подписать договор,
в котором он обещал сохранять новгородские институты и ограничивать свои
действия строго определенной сферой полномочий. Если новгородцы невзлюбят
князя, они имели право устранить его — «указать ему дорогу прочь».
Главной
причиной потребности новгородцев в князе была военная. Во многих случаях их
собственные силы оказывались недостаточными для отражения нападения врагов —
немцев, литовцев и шведов. Другой важной функцией князя была судебная; как
чужеземец он должен был быть беспристрастным. Он находился в высшей
администрации Новгорода, хотя его права были жестко ограничены договорами.
Князь мог действовать лишь во взаимосвязи с новгородскими властями. В каждом
княжеском договоре с Новгородом мы обнаруживаем выражение, адресованное князю:
«А
бесъ Посадника ти, Княже, суда не судити, ни волостий раздавати, ни грамотъ ти
даяти». Далее предусматривалось, что князь может действовать в качестве князя
новгородского лишь во время пребывания в Новгороде; никакое решение по поводу
новгородских дел не могло быть принято в период его проживания в другом
княжестве (Владимире или Москве). Напротив, новгородские официальные лица могли
и реально действовали без совета князя, и новгородское городское собрание
(вече) могло и создавало новые законы и документы (вечные грамоты) без
одобрения князя. Он должен был пообещать не торговать с немецкими купцами в
Новгороде, делать это только через новгородцев. Он не имел права закрывать
Немецкий двор или посылать туда своего пристава.
В
качестве вознаграждения за свою службу князь должен был получать ежегодный дар
от волостей за пределом Новгорода, но не от основной территории Новгорода
(пятины). В дополнение князь получал часть судебных штрафов и некоторое
количество охотничьих и рыболовных угодий для собственного пользования. Все его
доходы проверялись новгородскими чиновниками.
Новгородцы
принимали все возможные меры для предотвращения возрастания роли князя в
Новгороде. Он воспринимался чужаком.
Его
присутственное место и отданные для его проживания дома находились за пределами
города, в месте, известном как Городище. Ему, его семье и свите запрещалось
иметь земельную собственность в пределах Новгорода и покровительствовать
новгородским крестьянам или ремесленникам.
Из
сказанного явствует, что новгородский князь не правил Новгородом; он был
наемным официальным лицом с ограниченными полномочиями. Фактически Новгород был
республикой — Господином Великим Новгородом. Собор Св. Софии являлся его
духовным центром, и существовало поверие, что Новгород охраняется «Божественной
Премудростью» (Sancta Sophia).
Высшей
властью обладало городское собрание. Этот орган выбирал городского главу,
тысяцкого и других высших должностных лиц, которые действовали от имени
Новгорода. Вече собиралось звоном особого колокола — главного символа новгородской
свободы. Канцелярия веча располагалась на так называемом «Ярославовом Дворище»,
где организовывалось и собрание.
В
нем имели право принимать участие все новгородские граждане мужского пола, и в
каждом случае требовалось «единодушное» решение, что означало принятие решения
по любому вопросу большинством голосов. Если же образовывались две равные по
количеству группы людей, отстаивающих разные мнения, то дело часто кончалось
кулачным боем. В критической ситуации в качестве примирительной силы выступал
архиепископ, а если ничто не срабатывало, то решение откладывалось. Не следует
думать, однако, что собрание было аморфной толпой. Люди располагались на
площади в соответствии с городским делением. Как уже упоминалось, город
Новгород представлял собою объединение пяти коммун, или самоуправляемых
городков, известных как концы. Каждый конец состоял из двух сотен; каждая сотня
из нескольких улиц; каждая улица из нескольких рядов. Меньшие коммуны были
похожи на ассоциации соседей. Обычно ремесленники одной профессии и люди
схожего статуса или профессии селились в одной части города, так что некоторые
коммунальные группы напоминали ремесленные гильдии.
Большинство
важных дел до поступления в вече обсуждалось в отдельных коммунальных
сообществах. В наибольшем числе случаев на уровне самоуправляемых городков
должно было достигаться предварительное соглашение. На собрании веча люди
каждого самоуправляемого городка держались вместе, и внутри городка каждая
меньшая группа обладала собственным местом. Когда все самоуправляемые городки
были единодушны, вече могло без труда прийти к конечному решению. Лишь когда
между городками были разногласия, вече разрывали противоречия.
|