Работе
веча также помогало наличие его специальных комитетов, совета господ, который
возглавлялся архиепископом и который собирался в его дворце. Он состоял из
высших официальных лиц города — старшего городского головы (степенного
посадника), помощников такового (кончанских посадников), тысяцкого, а также
старост концов и сотен. Это был совет, включавший около пятидесяти членов.
Совет готовил материалы для обсуждения веча и поддерживал преемственность в
новгородской политике. Следует дополнить, что высшие должности в администрации
судебных органов заполнялись путем выборов кандидатов из социального слоя, группировавшегося
вокруг совета.
Политические
конфликты в Новгороде были часто окрашены социальными эмоциями, возникавшими из
расхождения интересов различных классов новгородского населения. Новгородское
общество не было феодальным. В Новгороде не существовало «сословий» в западном
понимании, не было Stande в немецком смысле (соответствующий русский термин
имперского периода — «состояние» или «сословие»). Различия среди социальных
классов в Новгороде основывались на экономическом положении — большем или меньшем
богатстве.
Основное
социальное противоречие в Новгороде существовало между богатыми и бедными,
говоря словами С.М. Соловьева, между потребителями белого и ржаного хлеба.
Первая группа была численно меньше, нежели последняя, но пользовалась большим
экономическим и политическим влиянием. В богатом классе было два слоя. Высшую
группу составляли бояре; следующую — «житъи люди» (достойные люди). Люди низшей
группы — едоки ржаного хлеба — именовались «молодшие люди» и «черные люди». В
Новгородской судной грамоте 1471 г. мы обнаруживаем шкалу наказаний за
нападение на любого из новгородских высших официальных лиц или судей. Согласно
этой шкале, за нанесенное оскорбление боярин должен был платить штраф в
пятьдесят рублей;
У
житий человек — двадцать рублей; молодший человек — десять рублей. Эта шкала не
отражает точного распределения богатства между высшими и низшими классами в
Новгороде, поскольку действительное различие было значительно больше.
Два
основных источника богатства новгородских высших классов составляли торговля и
земельные угодья. Следует отметить, что земельный режим в Новгороде не был
феодальным. Земля свободно продавалась и покупалась, и граждане любой
социальной группы могли владеть ею. Фактически наиболее крупные земельные
владения принадлежали боярам, но некоторые из житьих людей так же обладали
значительными имениями. Поскольку резкий климат и бедная земля не позволяли
получать высокие урожаи, ценность земельного владения в окрестностях Новгорода
определялась возможностью использования естественных ресурсов лесов и озер: в
производстве дегтя и золы (производные поташа), выделении и выплавке железа,
изготовлении соли (через выпаривание), охоте и рыбной ловле. Среди
сельхозпродуктов высоко ценился лен. Все, что производилось, постоянно
востребовалось на рынке. Поэтому можно сказать, что в Новгороде крупные
землевладельцы ориентировались на торговлю.
Купцы
в Новгороде не составляли отдельной группы; многие бояре и житьи люди были
вовлечены в торговлю. Купец мог рассматриваться как боярин или как житьий
человек в зависимости от количества его капитала. Существовала профессиональная
организация, гильдия Св. Иоанна, вступительный взнос в которую был высок (50
серебряных гривен в XII в.; цифра для более позднего периода неизвестна). Это,
очевидно, была корпорация богатых оптовых торговцев. Более мелкие розничные
торговцы были организованы в ассоциации, известные как «сотни». Именно эта
низшая группа торговцев, именуемая купцами, упоминается в Новгородской судной
грамоте 1471 г. после житьих людей.
Люди
церкви в Новгороде составляли особую социальную группу, и эта группа была очень
влиятельна. Во главе ее стоял архиепископ Новгорода. Следующим за ним по
значимости был новгородский архимандрит (титул настоятеля монастыря Св.
Георгия). Большой вес также имели духовные лица собора Святой Софии и
настоятели основных монастырей. Не только духовные лица, но и некоторые миряне
на службе архиепископа активно участвовали в делах церкви и города. Все люди,
связанные с церковью, находились под особой юрисдикцией архиепископа. При всем
этом духовенство не составляло в Новгороде закрытого сословия. Любой
новгородский гражданин мог быть рукоположен, и не существовало закона,
направленного против духовного лица, даже монаха, возвращающегося в ряды мирян.
Церковь была богата. Епархия архиепископа, равно как и основные монастыри,
обладали большими земельными владениями и промысловыми угодьями. Прямо или
косвенно архиепископ новгородский контролировал значительную часть
новгородского национального дохода.
Низшие
классы государства состояли из ремесленников и подмастерьев. Труд был основным
источником их дохода.
|